Немецкий политик Эгон Бар был одним из авторов Ostpolitik – политики разрядки и сближения с СССР и ГДР. В свои 86 лет бывший министр Вилли Брандта продолжает выступать за диалог с Россией, который он считает необходимым условием безопасности и укрепления влияния Европы
Швейцарская Le Temps публикует интервью с Эгоном Баром. По словам патриарха немецкой политики, поводом для так называемой Ostpolitik стало строительство Берлинской стены, означавшее согласие государств на закрепление статус-кво. Так как ни одна из стран не собиралась помочь ликвидировать стену, правительство Вилли Брандта стало думать, как сделать ее "более проницаемой". Но для этого было необходимо нарушить табу – начать переговоры с ГДР, которая для Запада "просто не существовала". "Мы не решались использовать слово "ГДР", а они признавали только выражение "сенат Западного Берлина", - сказал Эгон Бар в интервью корреспонденту Стефану Бюссару. Несмотря на разногласия, участники переговоров преследовали общую цель: открыть пропускные пункты. Вашингтон скептически относился к переговорам ФРГ с Советским Союзом, но затем дал добро, так как "увидел в этом процессе возможность избавиться от немецкого вопроса".
В ходе долгих переговоров сторонам все же удалось найти взаимопонимание. Они признали, что существующие в Европе границы могут быть изменены только при взаимном согласии сторон. Этот принцип, подчеркнул Бар, был основой стабильности в Европе. К сожалению, американцы нарушили его первыми при подписании Дейтоновских соглашений по бывшей Югославии. "Европа до сих пор страдает из-за нарушения этого принципа", - подчеркнул Бар в интервью.
По признанию Эгона Бара, невозможно гарантировать безопасность в Европе без или вопреки России. По его мнению, все будет зависеть от новой американской администрации. Соглашения, заключенные Бушем-старшим и Горбачевым, заложили основу 18-летней стабильности и безопасности, но теперь эта система безопасности оказалась под угрозой из-за американских планов размещения противоракетного щита на восточных границах НАТО. "Если этот проект будет реализован, снова начнется гонка вооружений. Только соглашение между Америкой, Западом и Россией позволит этого избежать", - убежден Бар.
Диалог – единственный разумный путь разрешения любых проблем, считает Эгон Бар: так, "решение в Палестине и Израиле невозможно найти без "Хамаса", а в Афганистане - без талибов", несмотря на то, что это очень неудобные партнеры. В то же время он признает, что с Усамой бен Ладеном он бы не смог вести переговоры, так как "его фундаментализм не способствует диалогу". "Чтобы были выполнены минимальные условия для диалога, надо, чтобы участники переговоров были готовы вести диалог и хотели достичь результата. Москва все же была разумной державой, с которой можно было вести дискуссию и которая стремилась к результату", - приводит газета слова Эгона Бара.
В заключение он высказал мнение, что Европе необходимо конституционное соглашение, потому что только с ним ЕС сможет выработать единую и самостоятельную внешнюю политику и перестать быть "протекторатом Америки".