Наш взгляд на историю ХХ века остается односторонним: мы знаем все о нацизме, но забываем о другой тоталитарной империи, доминировавшей на востоке Европе гораздо дольше нацизма и унесшей миллионы жизней, пишет в El País обозреватель Луис Бассетс. Более того, в России до сих пор с симпатией вспоминают о Сталине. "Историческое оправдание этого ужасного диктатора стало даже частью властвующего ныне путинизма", - подчеркивает автор.
Награждение центра "Мемориал" премией Сахарова - жест, направленный на преодоление такого одностороннего взгляда, убежден Бассетс. Не секрет, что эта премия всегда присуждалась отнюдь не на основе политической целесообразности: "Сейчас, когда Вашингтон возобновляет связи с Москвой и активизируется европейское сюсюканье с теми, кто держит руку на кранах нашего энергоснабжения, европейские парламентарии совершают вот такую глупость, - пишет автор статьи. - Инициатива Европарламента противоречит как требованиям европейской дипломатии, так и привычному политическому реализму".
А дело в том, что "Мемориал" - это "КГБ наоборот", принципы правозащитной организации - полная противоположность принципам спецслужб, выходцем из которых является Путин: безусловное уважение прав человека, жизни и свободы людей; ее концепция истории - это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Именно сочетание постоянной памяти о прошлом и бдительности в настоящем отличают эту организацию от других подобных структур по всему миру, подчеркивает автор. Кроме того, "Мемориал" объединяет граждан всех идеологий, действует в разных странах, интересуется разными периодами истории. "Прошлое России, во многом спрятанное за антифашистскими мифами, это и прошлое Европы. Как антикоммунизм в послевоенный период был прикрытием для фашистских преступлений, так теперь в Москве пытаются с помощью антифашистской мифологии помешать работе памяти над сталинистским прошлым", - подчеркивает Бассетс.
Отношения России с ЕС тоже зависят от успеха этой работы, продолжает автор. Невозможно построить крепкие отношения на пренебрежении и забвении. Единение с партнерами по восточноевропейскому блоку невозможно, пока существует этот односторонний взгляд, мешающий пролить свет на черные дыры в коммунистическом прошлом.