В Москве на 54-м году жизни скончался человек, "катапультировавший" Россию из плановой в рыночную экономику, пишет обозреватель Frankfurter Rundschau Кристиан Эш. Егор Гайдар, по мнению автора, был самым известным российским экономистом-реформатором и вместе с тем одним из самых непопулярных в народе политиков.
Борис Ельцин, первый президент России, пригласил Егора Гайдара возглавить правительство в 1991 году. Вскоре Гайдар, прежде сотрудник партийного издания "Коммунист", проявил себя как решительный реформатор, автор радикальной программы, положившей конец плановой советской экономике. По примеру "шоковой терапии" гарвардского экономиста Джефри Сакса Гайдар отпустил цены в начале 1992 года. Но, в отличие от Польши, в России эта мера обернулась гиперинфляцией, а спешная приватизация через выданные населению ваучеры до сих пор вызывает более чем неприятные эмоции у многих россиян. Они вспоминают это время как период бедности и голода. Уровень смертности, отмечает автор, стремительно вырос в то время.
После ухода из правительства Гайдар стал для народа одной из самых нелюбимых фигур оппозиции, однако в декабре 1993 года он вошел в парламент во главе лояльной Кремлю либеральной фракции "Выбор России". Несмотря на лояльность к власти, он жестко осудил первую чеченскую кампанию. В последующем Гайдар терпел на выборах одно поражение за другим.
При этом даже критики Гайдара признавали в нем интеллектуала, талантливого экономиста и прямого человека. Радикализм своей "шоковой терапии" он пытался оправдать тяжелым наследием советской империи.