Пилот бомбардировщика, за один вылет разрушивший остатки советского строя в России, - так характеризует The Times в некрологе Егора Гайдара. Он был крупнейшим из реформаторов российской экономики последнего времени. В бытность министром финансов Гайдар одним росчерком пера освободил российскую экономику и упразднил многолетний ритуал стояния в очередях за товарами первой необходимости, причем реформы не повлекли за собой гиперинфляции и массовой безработицы, утверждает издание.
"В более широком плане Гайдар стал катализатором для развития российского общества в целом с 1992 года: после его реформ никто уже не говорил всерьез о возвращении к плановой экономике", - говорится в некрологе.
У Гайдара не было ни харизмы, ни склонности к популизму, которые необходимы для успеха на выборах, считает издание. Многие утверждали, что его реформы были слишком поспешны, но следует понимать, что возвращение к брежневской или сталинской модели было уже невозможно: страна оказалась на грани распада и массового голода.
По мнению газеты, присутствие технократа Гайдара в правительстве уравновешивало неблагоприятный имидж Ельцина за границей. Западные официальные лица впервые увидели представителя Москвы, с которым всерьез могли иметь дело. Однако вскоре на Россию обрушились беды, характерные для стабилизационного периода в посткоммунистических странах, и Гайдар подвергся в России жесткой критике. В итоге Ельцин "выдал Гайдара парламентской оппозиции". Однако, по мнению издания, "шоковая терапия" подействовала на экономику благотворно, тогда как постепенные реформы лишь оттягивали, а затем затягивали болезненный эффект. "Возможно, именно постепенность последующего периода и хаотичность западной помощи вызвали самые сильные лишения и создали массу выгодных возможностей для потенциальных олигархов", - считает издание.
В последние годы Гайдар открыто критиковал российское руководство и занимал высокие посты в Союзе правых сил, однако перспектив возвращения к реальной власти не имел. В ноябре 2006 года Гайдар внезапно заболел, находясь в Ирландии, где он презентовал новую книгу. По-видимому, причиной болезни стало отравление. "В интервью он обвинял в этом своих врагов из Кремля, не уточняя, кого имеет в виду, но версия покушения маловероятна, так как он имел маргинальный статус", - пишет газета.
В итоге Гайдар признал, что власть олигархов в России заменила собой советскую систему. Однако он - вероятно, единственный заметный российский министр, который в постсоветский период не запятнал репутации принципиального человека, считает издание. Строки из пионерской песни "Гайдар шагает впереди", посвященной его деду, удачно описывают место самого Егора Гайдара в истории, заключают авторы некролога.