Меццо-сопрано Валентина Левко, ровесница великой Галины Вишневской, вспоминает советский период со смешанными чувствами: восторг уживается с негодованием, пишет El Mundo. "Вишневская и Левко умели на сцене петь во весь голос, чтобы прославить СССР, а остальное время держать язык за зубами", - пересказывает журналист Хавьер Колас интервью Левко.
"Вишневская сыграла в Большом театре 30 разных ролей на сцене и, к своему глубокому огорчению, еще одну роль за кулисами - нерегулярной шпионки КГБ. Чтобы защититься от идеологического рвения Кремля, было недостаточно блестяще исполнять произведения Чайковского и Верди", - говорится в статье. В итоге Вишневская перестала быть орудием Кремля, и тогда ее "выбросили, как сломанную игрушку", по выражению автора. Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства за то, что приютили Солженицына, напоминает автор.
Некоторым везло: Кремль их не замечал. "Я была счастлива, я далеко пошла, и мне даже не было необходимости вступать в КПСС", - говорит Левко.
Советские оперные звезды имели выгодные зарубежные контракты: правда, их полагалось заключать лишь по указаниям советского ведомства, а все заработки в валюте - сдавать государству (деньги конвертировались в рубли). Левко вспоминает, как возила гонорары с гастролей. "Я пела почти на всех континентах, заработала много денег, но до сих пор не знаю, куда все это делось", - говорит Левко. Правда, тогда обучение вокалу было бесплатным. "Чтобы ни говорили, государство не особо вмешивалось в нашу жизнь, если не считать таких исключений, как Вишневская", - сказала Левко в интервью.
Вишневская пережила блокаду и туберкулез, ее первым мужем был матрос-алкоголик, рассказывает автор публикации. Левко всю жизнь хранила государственные тайны: ее муж работал в космической промышленности. "Блеск тех времен имел стальную изнанку", - заключает Хавьер Колас. Советские дивы сохранили с тех времен раны, но ностальгия сильнее боли.