Российский Центробанк повысил ставки, но этого оказалось недостаточно. Цены стали расти. А Кремль молчит, пишет Анна Зафесова в газете La Stampa.
После "черного понедельника" наступил "черный вторник". ЦБР поднял ключевую ставку с 10,5 до 17%, но это дало рублю лишь глоток кислорода. Евро к вечеру превысил рубеж в 100 рублей, доллар - в 70 рублей, что сделало рубль слабейшей мировой валютой 2014 года с обесцениванием более 50%. Обрушились и биржевые индексы. Правительство на своем вечернем заседании обещало принять новые меры, включая рекапитализацию банков, говорится в статье.
В некоторых обменных пунктах в российской провинции отмечались панические цены на евро: 150 рублей, а в Москве банки приобретают табло с трехзначными цифрами. Некоторые банки прекратили предоставлять кредиты и ипотеку предприятиям и частным лицам, заблокировали кредитные карты, пишет автор статьи.
Русских, занятых предпраздничным шопингом, вчера ждали неприятные сюрпризы: всего лишь за день цены на железнодорожные и авиабилеты за рубеж увеличились на 15-20%, Applestore вновь закрылся, чтобы переписать ценники, некоторые коммерсанты уже указывают цену в долларах, несмотря на то, что это незаконно. В ожидании корректировки цен исчезли из продажи автомобили класса люкс, говорится в статье.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - вероятно, чтобы успокоить рынки, - сообщил, что Владимир Путин не планирует созывать правительство. Этот сигнал многие, напротив, восприняли как дурной знак, особенно после того, как бывший министр финансов Алексей Кудрин опроверг слухи о том, что получил предложение возглавить правительство, продолжает Зафесова.
Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, назвал вчера ситуацию критической и кошмаром, немыслимым еще год назад. Но год назад не было ни аннексии Крыма с войной на Украине, ни санкций, ни падения цены на нефть. Швецов делает сравнение с 2008 годом, а один из лидеров оппозиции Борис Немцов - с дефолтом 1998-го: если тогда Россия не выдержала бремени внешнего долга, то сегодня банки и крупнейшие государственные компании проседают под весом миллиардных долгов. По слухам, обвал рубля в понедельник стал следствием того, что нефтяная компания "Роснефть" конвертировала в валюту государственный заем в 625 млрд рублей, добавляет журналистка.