На финансовые неурядицы России американские комментаторы отреагировали "сочетанием двух слов - "ха" и "ха", констатирует корреспондент американского журнала The New Republic Дэвид Дэйен. Он предостерегает сограждан от злорадства по поводу обвала российской валюты, так как снижение цен на нефть может обернуться неприятностями и для самих Соединенных Штатов.
Во-первых, американские нефтегазовые проекты испытывают "серьезное давление", а США, как "не устает повторять Белый дом, первые в мире по производству нефти и газа", - пишет автор. По его мнению, американская экономика в целом от снижения цен на нефть скорее выиграет, однако отдельные зависимые от добывающей промышленности регионы могут пострадать, и "в перспективе это может коснуться всех нас".
Если рассматривать эту ситуацию в макроэкономическом масштабе, можно трактовать происходящее как "перераспределение благ от производителей нефти к потребителям" и "даже порассуждать о том, как это уменьшает расслоение", говорится в статье. Однако при таком взгляде на вещи не учитывается "взрывной рост" объемов нефтедобычи в США, сконцентрированный в нескольких регионах, в первую очередь в штатах Вайоминг, Северная Дакота, Оклахома, Техас и Аляска.
В этих регионах занятость населения в нефтегазовой отрасли с 2010 года растет. Если цены на нефть пройдут порог безубыточности (а для добычи сланцевых углеводородов он выше, чем для разработки традиционных месторождений), проекты будут свернуты, что повлечет за собой сокращение продолжительности рабочего дня и временные увольнения. Как пишет Дэйен, оценки пороговой стоимости нефти сильно разнятся, но "есть признаки, что мы к ней приближаемся".
От России и других зависимых от нефти стран американские регионы отличает то обстоятельство, что "у них нет независимой монетарной политики, которую можно было бы использовать для быстрого улучшения обстановки", продолжает автор. Кроме того, "так получилось, что основные регионы, в которых практикуется разработка сланцевых месторождений, довольно консервативны, поэтому от них вряд ли можно ожидать агрессивных налогово-бюджетных мер на уровне штатов".
Проблемы нефтяных регионов США могут выйти и на национальный уровень, если окажется, что в финансировании нефтедобычи велика доля заемных средств. "Ожидается, что уровень просрочки платежей в течение следующего года вырастет вдвое", - отмечает автор. Кроме того, пишет он, "обремененные долгами производители вынуждены качать нефть, чтобы расплатиться с кредиторами, а это может привести к срочным распродажам, на которых цены упадут еще сильнее".
Еще один негативный фактор состоит в том, что из-за падения цен на нефть инвесторы бросились выводить средства из фондов, в свое время купивших рискованные облигации компаний энергетического сектора: "инвестиционные менеджеры лихорадочно просматривают свои портфели, чтобы определить, насколько они подвержены рискам, связанным с задолженностью в энергетической сфере". И это лишь внутренние проблемы, с которыми столкнутся из-за снижения цен на нефть США, подчеркивает Дэйен, а ведь из-за "нестабильности в России и некоторых других странах с развивающимися рынками" крупным американским банкам "почти наверняка придется списывать ссуды, выданные за рубежом".
"Соединенные Штаты достаточно велики, чтобы крупные финансовые потрясения вроде обрушения нефти могли по-разному отразиться на различных частях страны, - заключает Дэйен. - Однако потенциал для возникновения финансового кризис сейчас такой, какого не было с 2008 года. И страна готова к рецессии значительно хуже, чем тогда - учетная ставка у нас по-прежнему почти нулевая, налогово-бюджетному стимулированию Конгресс противится. Может быть, все сложится наилучшим образом, но готовиться нам нужно к худшему".