На предстоящем саммите в Брюсселе европейским лидерам предстоит решающее сражение между Германией, которая вместе с Россией выступает за строительство второй очереди "Северного потока", и странами Центральной и Восточной Европы, пишет The Wall Street Journal.
"Центрально- и восточноевропейские члены ЕС вполне обоснованно опасаются, что этот трубопровод подорвет безопасность их энергоснабжения, которая связана с их функцией стран транзита газа в Западную Европу. Пока России нужны их транзитные пути для доступа на прибыльные западноевропейские рынки, их отключение от энергоснабжения маловероятно, - подчеркивает сотрудник Атлантического совета Алан Райли. - "Северный поток-2" задуман, чтобы обойти эти страны и поставлять российский газ в Германию напрямую. Тогда страны Центральной и Восточной Европы будут зависеть от желания России продолжать поставлять им газ через существующие трубопроводы. Альтернативным вариантом может стать покупка российского газа у Германии, если только Россия будет продавать газ Германии с избытком, а Германия захочет снабжать эти страны вопреки возможным протестам России". "Такая зависимость от России и Германии - малоприятная перспектива для большинства центрально- и восточноевропейских столиц", - продолжает издание, напоминая, что "Газпром" неоднократно пытался перекрыть газ тем членам ЕС, которые поставляли газ Украине. "Вера этих стран в добрую волю Германии подорвана тем фактом, что Берлин поддерживает строительство "Северного потока-2", - отмечает газета.
Однако реальная возможность противостоять строительству "Северного потока-2" связана с европейским законодательством о либерализации энергетической сферы, продолжает Райли. Первым препятствием для "Газпрома" станет необходимость получить разрешение, предусмотренное 11-й статьей Газовой директивы ЕС и гарантирующее, что трубопроводы, контролируемые неевропейскими странами, не будут угрожать энергетической безопасности отдельных стран или всего союза. Кроме того, для использования "Северного потока-2" на полную мощность "Газпрому" необходимо освободиться от обязательств, предусмотренных другой статьей Газовой директивы, требующей предоставлять трубопровод в пользование третьей стороне. Такое разрешение возможно только в случае, если газопровод создает новые каналы снабжения и усиливает конкуренцию, однако ни одно из этих условий в данном случае не выполняется.
Главным контраргументом Германии на эти требования было заявление о том, что Газовая директива не касается подводных трубопроводов. Однако этот аргумент не выдерживает критики: все законы ЕС исходят из предположения, что закон действует на территории всех стран ЕС, включая территориальные воды.
"Учитывая опасения многих членов ЕС из-за последствий строительства "Северного потока-2" для их энергетической безопасности, они, скорее всего, будут настаивать на строгом следовании правилам ЕС, - полагает автор статьи. - Любая страна, неудовлетворенная результатами, будет требовать компенсации через суд, начиная с Общего суда Европейского союза и заканчивая Европейским судом. Юридические отсрочки такого рода могут стать серьезной угрозой для проекта, и такая перспектива может вдохновить страны-члены на использование всех возможных путей для проведения юридической экспертизы".