В интервью, опубликованном в среду в российской деловой газете "Ведомости", советник президента Владимира Путина Игорь Шувалов был удивительно откровенен в том, что касается планов Кремля, связанных с российским энергетическим сектором, и признал, что выполнение ряда реформ идет плохо.
Защищая политические замыслы Путина, Шувалов, похоже, понимал, что Кремль должен объяснить некоторые свои действия.
Игорь Шувалов, новый представитель России в "Большой восьмерке" (занявший место экономического советника президента Андрея Илларионова) и кандидат в совет директоров контролируемого государством "Газпрома", является самым заметным либеральным экономистом в узком кругу советников Путина. Его публичные заявления об экономической и административной политике Кремля следует интерпретировать как признание того, что Путин знает о множестве проблем, созданных его стилем руководства.
Среди ответов на самые разные вопросы, в том числе о планах Кремля в российском энергетическом секторе, о жестком вмешательстве государства в бизнес, о рьяных и внушающих страх налоговых органах, о судьбе административной реформы, самыми откровенными были высказывания о планах, связанных с газовым гигантом "Газпром".
Шувалов вслух сказал то, о чем уже не один месяц догадываются аналитики и комментаторы: "Газпром", крупнейший мировой производитель газа, является инструментом, который Кремль намерен использовать для создания гигантского экспортера энергии, конкурентоспособного на международном рынке.
Обойдя молчанием подробности предстоящего слияния "Газпрома" с государственной нефтяной компанией "Роснефть", завладевшей крупнейшим производственным подразделением ЮКОСа, Шувалов поддержал планы Кремля, заявив: "В целом считаю правильным создание у нас такой нефтегазовой корпорации, которая будет одной из крупнейших в мире. Надо конкурировать не внутри себя, внутри себя конкурировать не с кем, нет такого другого "Газпрома".
По словам Шувалова, логика энергетических планов Кремля выходит за рамки внутриполитических проблем. Он отметил, что российские компании должны "конкурировать глобально" и представлять интересы России на мировых рынках. "Это вопрос геополитики и создания собственных суперигроков", - отметил он.
Говоря как экономист и понимая опасения иностранных инвесторов в связи с делом ЮКОСа, Шувалов пояснил, что энергетические планы Кремля "побуждают государство делать "Газпром" прозрачнее, внедрять корпоративные правила управления. "Газпром" превращается из министерства в корпорацию".
Шувалов откровенно говорил о планах Кремля, связанных с "Газпромом" и о решимости довести их до конца. "Это тяжелый процесс, но иного пути нет", - заявил он.
Шувалов также прокомментировал жесткий подход к бизнесу некоторых государственных структур, действия которых иногда противоречат духу либерального экономического законодательства. Цели государственных структур, в частности налоговых органов, и бизнеса противоположны, и Шувалов назвал это противоречие подрывающим доверие бизнеса.
Он признал, что административная реформа, начатая в прошлом году, во многом усложнила бюрократическую систему, которую она была призвана упростить. Однако он отметил, что Кремль не отказался от идеи более четкого разделения полномочий между министерствами и агентствами.
Во многих отношениях интервью Шувалова можно интерпретировать как "альтернативное" обращение к нации. В отличие от своего предшественника, Андрея Илларионова, он не позволял себе истеричных выпадов против Кремля и правительства. Он последовательно поддержал экономические и административные реформы Путина, при этом не умалчивая о проблемах.
Он также признал, что одной из главных политических целей Кремля является контроль над секторами, экспортирующими энергию. Признания Шувалова позволяют иностранным инвесторам и потенциальным партнерам в этих секторах работать с Кремлем, основываясь на фактах, а не на слухах и домыслах.
Шувалов также позволил себе редкую для Кремля "самокритику", не устраивая бунта, как сделал в начале года Илларионов. Он признал, что кремлевские реформы во многих случаях непродуманны и часто плохо осуществляются. В последнее время Путин признавал это в ряде случаев, но Шувалов назвал главной причиной недостатков "неэффективную систему управления".
В этом интервью Шувалов оказал себе и Кремлю большую услугу. Он признал, что Кремль понимает проблемы управления, и подчеркнул свою роль в том, что его начальник слышит критические мнения.
Путин отнюдь не отрезан от того, что происходит в России, как утверждают многие комментаторы, а Шувалов продемонстрировал, что он не боится высказываться. Несогласие на высших правительственных уровнях живет и здравствует. Шувалов предоставил нам возможность увидеть, будет ли несогласие наказуемым.