Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 февраля 2006 г.

Колин Кафлин | The Telegraph

На ничейной правовой земле

Британский журналист рассказывает об изменениях, произведенных на базе Гуантанамо

Эти люди - потерянные души войны с терроризмом. Через четыре года после того, как их схватили на полях боев в Афганистане, сотни боевиков "Аль-Каиды" и "Талибана", попавшие на базу Гуантанамо, оказались на ничейной правовой земле.

Побывав на этой неделе в лагере "Дельта", строго охраняемом комплексе зданий, где держат заключенных, я увидел узников разного возраста и происхождения, до сих пор пытающихся свыкнуться с обстановкой на карибском острове.

Я видел старого пуштуна с ухоженной белой бородой и горящими карими глазами, стоящего у своей камеры. Молодые пакистанцы азартно играли в футбол. В спокойном углу под металлическим навесом, защищающим от полуденного солнца, пожилые афганцы вели негромкий разговор за совместной трапезой.

По словам американских чиновников, это самые опасные мужчины на земле (женщин среди заключенных Гуантанамо нет). Из примерно 70 тыс. боевиков, взятых в плен в ходе войны в Афганистане, 750 держат на Гуантанамо, военно-морской базе площадью 45 квадратных миль, которую правительство США арендует у Кубы. После различных проверок их сочли важными фигурами "Аль-Каиды" и "Талибана", обладающими информацией о террористических операциях против Запада.

Узники родом из 44 стран и говорят на 17 языках. Большинство - граждане Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии и Йемена, но есть и австралиец, обратившийся в ислам, чтобы с оружием в руках бороться с Западом.

Почти 250 из 750 узников уже отпустили. Некоторых освободили после того, как американские власти решили, что они уже не представляют угрозы или не обладают полезной информацией. Другие, например граждане Британии, после вмешательства своих правительств перемещены в тюрьмы родных стран.

Но будущее остальных туманно, поскольку власти США считают, что они опасны или обладают информацией, жизненно важной для успешной войны с терроризмом. Некоторые заключенные и после четырехлетнего пребывания под стражей располагают важными сведениями о международной сети, которой руководит лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен.

"Один из заключенных сообщил важную информацию, касающуюся взрывов в Лондоне", - заявил The Daily Telegraph высокопоставленный военный на Гуантанамо.

Американцев также страшит освобождение заключенных, которые после освобождения вновь начнут воевать против сил коалиции. Как минимум 12 из тех, кого отпустили, участвовали в акциях против коалиции, в том числе афганец, которому на Гуантанамо сделали протез конечности.

За четыре года лагерь на Гуантанамо изменился до неузнаваемости - ничего общего с первыми фотографиями заключенных с завязанными глазами и в оранжевых тренировочных костюмах. Фотографии появились благодаря тому, что кубинский лидер Фидель Кастро благосклонно допустил американского фотографа на заставу рядом с Гуантанамо, стремясь подпустить шпильку американцам.

Заключенных уже не держат в металлических загонах под открытым небом в лагере X-Ray, куда попадали те, кого привозили в начале 2002 года. Лагерь X-Ray брошен и зарастает сорняками.

Министерство обороны США потратило сотни миллионов долларов на превращение базы в тюрьму, оборудованную по последнему слову техники, где можно держать сотни заключенных, пока их не захотят отпустить. Во многих случаях американцы говорят, что заключение может продлиться до окончания войны с терроризмом, то есть - десятилетия.

Несмотря на критику в адрес Вашингтона за обращение с заключенными, Гуантанамо прочно утвердилось в жизни и на базе продолжается строительство дорогих объектов, обеспечивающих максимум безопасности.

"Фактически нет другого места, где мы могли бы держать этих людей, - заявил высокопоставленный американский источник. - И пока они представляют угрозу или могут предоставить информацию, которая поможет предотвратить новое кровопролитие, нам нужны объекты, где мы можем содержать их в человеческих условиях".

К настоящему моменту узники разделены на три категории в соответствии с их готовностью смириться с уникальными обстоятельствами своего заключения.

Есть "уступчивое" большинство, соблюдающее правила, которому разрешен обычный тюремный режим.

"Уступчивых" держат в камерах с кондиционерами в специально построенных одноэтажных корпусах пяти лагерей, из которых состоит лагерь "Дельта".

Каждый корпус, состоящий из 48 камер, окружен двумя рядами колючей проволоки и сторожевыми вышками, где круглосуточно находятся часовые.

В каждой камере есть простой туалет и ванна. Заключенные получают туалетные принадлежности, игры вроде шахмат, в которые они играют, перекрикиваясь с соседями, и Коран. В каждой камере есть стрелка, указывающая в сторону Мекки, чтобы они могли выполнять религиозные обряды.

Им разрешена двухчасовая прогулка, они могут выбирать блюда из тюремного меню, в котором значатся мороженое, сладости и арахисовое масло. В хорошо оборудованную и укомплектованную кадрами больницу можно обратиться с любым заболеванием - от ран, полученных в Афганистане, до злокачественных опухолей.

Американские чиновники гордятся тем, что среди более 750 заключенных, прошедших через Гуантанамо, не было смертных случаев.

"Уступчивые", которые сотрудничают со следствием, получают дополнительные привилегии. Этой второй категории разрешают жить общиной, вместе принимать пищу и играть в футбол и баскетбол.

Но третья категория - неуступчивые узники, отказывающиеся смириться с заключением, - представляют большую проблему для американских военных. Многие из них - закоренелые боевики "Аль-Каиды", видящие свое божественное предназначение в том, чтобы убивать или травмировать своих тюремщиков - "неверных". Они нападают на охранников, а когда не могут это сделать, бросают в них "гранаты" с фекалиями и мочой - "коктейлем номер четыре", на языке охранников.

Именно на такие инциденты охранники реагировали неоднозначно, например, оскорбляя Коран. Но из страха повторения скандала вокруг событий в тюрьме "Абу-Грейб" охранники получили указание не реагировать.

"Мы расследовали 15 жалоб на неправомерные действия охранников, - заявил источник на Гуантанамо. - Только пять из них подтвердились, и к охранникам были применены соответствующие меры".

Неуступчивых заключенных держат в особой части лагеря и предоставляют лишь элементарные блага, включая пресловутые оранжевые костюмы и три получасовых прогулки в неделю.

Неудивительно, что большинство участников голодовок - обитатели этой части лагеря. В разгар осенних голодовок более 100 заключенных отказывались от пищи. Сегодня таких всего пять, и лишь один держит голодовку с августа, то есть с самого начала.

ООН и правозащитники критикуют США за принудительное кормление участников голодовки. Но медики на Гуантанамо отвергают критику: "Наш долг гуманно обращаться с этими людьми и спасать их жизни, что мы и делаем".

Кроме того, за прошедшие четыре года медикам пришлось иметь дело примерно с 30 попытками самоубийства.

Для содержания неуступчивых заключенных и узников, обладающих важной информацией, американцы недавно построили лагерь номер 5 - тюрьму, обеспечивающую максимальную безопасность, по тому же проекту, что федеральная тюрьма в Индиане. В каждом из четырех корпусов есть помещение, где агенты допрашивают заключенных.

Показателем решимости Вашингтона сохранить Гуантанамо как тюрьму является то, что в настоящее время строится еще один большой лагерь стоимостью 31 млн долларов.

Сколько бы ни критиковали Гуантанамо, нет никаких признаков того, что Вашингтон откажется от права держать заключенных на этой базе.

По существу, спор идет о правовом статусе. С точки зрения американцев, узники Гуантанамо - это боевики, фанатики, не лояльные ни одной стране, не носящие военную форму и не делающие разницы между убийством солдат и мирного населения в войне "Аль-Каиды" против Запада.

Таким образом, утверждают американцы, они не подпадают под определения Женевских конвенций и не имеют статуса военнопленных, хотя получают многие привилегии в соответствии с нормами международного права.

Но правозащитники и ООН выступают против созданной администрацией Буша новой категории заключенных, взятых в плен на поле боя. Если это не военнопленные, подчеркивают они, следует либо предъявить им обвинения, либо освободить.

В ответ на эти обвинения с 27 февраля в США начнут проводить "военные комиссии", то есть военные суды над заключенными, которых обвиняют в военных преступлениях. Пока обвинения предъявлены лишь 10 заключенным.

"Проблема в том, чтобы собрать улики, - объяснил один из чиновников. - Этих людей взяли на поле боя, куда не позовешь полицейского собирать улики, которые можно приобщить к делу".

Власти США не прекращают принимать решения по поводу возможности или невозможности освобождения этих людей. Но и здесь есть проблемы, так как они взяли на себя обязательства не отправлять заключенных в страны, где по возвращении их могут пытать. В настоящее время насчитывается около 100 узников, включая нескольких китайцев, которых американцы хотят, но не могут вернуть на родину из-за приема, какой им могут оказать тамошние власти.

Это означает, что в обозримом будущем они останутся на ничейной правовой земле.

"Конечно, база Гуантанамо далека от идеала, но в данных обстоятельствах мы считаем, что это лучшее решение, - заявил чиновник Пентагона. - Если у кого-то есть другие идеи, я хотел бы их услышать".

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru