В отдаленных промышленных моногородах России зреет новая революция, полагает The Independent. Корреспондент Шон Уолкер рассматривает ситуацию на примере уральского города Асбест, занимающего первое место в мире по добыче и переработке асбеста. В России таких моногородов, где большинство населения трудится на одном предприятии, более 500.
В последние годы производство асбеста шло на полную катушку, но несколько недель назад под давлением финансового кризиса предприятия перешли на двухдневную рабочую неделю, отправив тысячи работников в отпуск, причем зарплата им урезана на треть, пишет автор. Устроиться на работу больше некуда, а проект нового комбината по производству магния, который должен был уменьшить зависимость города от асбестовой отрасли, отложен до лучших времен: в январе европейские инвесторы отказались от участия. "Мне и так трудно было обеспечить семью, а если потеряю работу, даже не знаю, как быть", - сказал журналисту 37-летний Андрей, работающий в асбестовой отрасли 13 лет.
Та же картина сложилась в десятках российских моногородов: закрытие предприятия ставит под вопрос будущее всего населенного пункта, пишет автор. "Некоторые утверждают, что волнения в моногородах станут катализатором для крупных восстаний, которые выльются в анархию и закончатся крахом авторитарной власти Путина-Медведева", - отмечает издание. Так, Каспаров прогнозирует, что первые волны протестов всерьез начнутся в марте-апреле. Однако большинство аналитиков уверено, что с моногородов антиправительственные выступления не начнутся. В России вообще нет общества и структур для организации людей, утверждает Леонид Радзиховский, поясняя, что сейчас, в отличие от периода распада СССР, никто не предлагает альтернативных идеологий.
"Что толку протестовать? От акций протеста одни неприятности, ими ничего не изменишь и не уладишь", - сказал корреспонденту Андрей, его собеседник из Асбеста. Глава местного профсоюза Андрей Холзяков, со своей стороны, считает, что даже в случае социального взрыва мишенью недовольства наверняка станут региональные лидеры, так как Кремль - слишком отвлеченное понятие.
"Но все это не означает, будто государственная структура, выстроенная Путиным после прихода к власти, находится в полной безопасности", - утверждает автор, ссылаясь на симптомы разлада между премьером и президентом. "Кроме того, положение Путина и Медведева, возможно, находится под угрозой со стороны недовольных региональных элит и политических кланов", - полагает издание. По словам екатеринбургского аналитика Эдуарда Абелинскаса, региональных лидеров больше не устраивает путинская "вертикаль власти", не учитывающая их мнений. Даже Каспаров признает, что движителем перемен может стать элита, а Медведев - "чем-то типа вождя перестройки, даже вопреки его искреннему желанию", как выразился гроссмейстер.
Автор видит приметы самостоятельности Медведева в его высказываниях в воскресном телеинтервью, где, по его мнению, слышалась критика в адрес Путина. Кроме того, Медведев объявил о смене губернаторов. Напомнив, что по инициативе Медведева в прошлом году сменилось руководство Ингушетии, автор предполагает, что и президент, и премьер обзаводятся отдельными "клиентскими базами" в регионах. Другие отличия позиции Медведева от путинской - это встреча с Муратовым и решение отправить на доработку законопроект, где расширялось определение "государственная измена". "Представления о Медведеве как марионетке, готовой уступить свое место кукловоду, начинают казаться наивными", - полагает автор. Посмотрим, смогут ли деловая и политическая элита переделать существующую систему, не погибнув вместе с ней, заключает газета.