"Длящаяся уже пять лет война в Сирии превратилась в запутанное переплетение конфликтов, в которых глобальные и региональные державы участвуют через посредников. Растет риск, что некоторые из них могут столкнуться напрямую. Самый опасный очаг напряженности сейчас связан с Россией и Турцией - членом НАТО", - пишет корреспондент Bloomberg Селджан Хакаоглу.
По мнению Тима Эша, главного эксперта по стратегии операций на рынках с переходной экономикой компании Nomura, "есть риск настоящего военного столкновения между Россией и Турцией, в которое потом рискует быть втянутым НАТО".
"По иронии судьбы, при том что Турция противостоит России, противнику НАТО, в силу своей политики она в то же время ссорится с лидерами западной коалиции, - пишет Хакаоглу. - Лишь одна из крупных групп комбатантов, участвующих в сирийской войне, пользуется поддержкой и России, и США - а Турция начала ее атаковать". Речь идет о курдах.
"США разделяют и желание Турции сдержать продвижение сил [президента Сирии Башара] Асада, и ее подозрения насчет намерений России. Но по вопросу о сирийских курдах у них острые разногласия", - говорится в статье. Корреспондент иллюстрирует эту мысль примером: "За две недели до того, как Турция начала их (курдов. - Прим. ред.) обстреливать, Бретт Макгерк, посланник президента Барака Обамы при коалиции по борьбе с "Исламским государством" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.), посетил бойцов курдских Отрядов народной самообороны в Сирии".
Большинство экспертов, продолжает Хакаоглу, сходятся на том, что Турция, "скорее всего, не пойдет на крупное вторжение, в результате которого ее войска оказались бы под огнем российских орудий". Но, как считает Нихат Али Озкан, сотрудник Фонда исследований в области экономической политики (Анкара), растет риск "случайного" столкновения.
"С точки зрения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, есть две параллельные угрозы, - объясняет корреспондент. - В краткосрочной перспективе продвижение курдов при поддержке России может отрезать повстанческие группировки, которые уже не первый год поддерживает Турция, от каналов снабжения, а это повышает вероятность того, что Асад отвоюет Алеппо и останется у власти. Это будет еще один удар по политике Эрдогана на Ближнем Востоке. Данный регион важен для Турции с экономической точки зрения, а союзников в Египте и Ираке Эрдоган уже потерял. В долгосрочной перспективе Турцию беспокоят территориальные завоевания сирийских курдов, которые в итоге могут принести им самостоятельную государственность и подстегнуть схожие устремления курдского меньшинства в Турции".
"Как и другие союзники США в [Ближневосточном] регионе, Турция возлагает надежды на перемены в вашингтонском руководстве. Вместе со своими зарубежными партнерами она с готовностью приняла бы участие в наземной операции, направленной на завершение сирийской войны", - пишет журналистка со ссылкой на анонимное заявление турецкого чиновника. В то же время, к одностороннему вторжению Турция, как и Саудовская Аравия, не готова, добавил ее собеседник. Нынешнее руководство США, "по всей видимости, выступает за дипломатию, а не за военную эскалацию", говорится в статье.
Далее приводятся слова директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко. Он заявил, что военными учениями в Черном море Россия "сигнализирует Турции, чтобы та не устраивала провокаций", а также заверил: "На случай, если Турция вынудит нас действовать военными средствами, у нас достаточно сил, чтобы привести Эрдогана в чувство".
Риторика сторон говорит о том, что угроза возникновения конфликта "все-таки реальна", считает политолог из Технического университета Теннесси (Куквилль) Майкл Гунтер. Если Турция будет продолжать свою политику противодействия курдам и России, "происходящее может быстро перерасти в более масштабную конфронтацию, которой никто в здравом уме не пожелал бы", считает эксперт.