Третий по численности контингент ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) в Сирии и Ираке составляют выходцы из бывшего СССР - Казахстана, Туркмении, Киргизии и Узбекистана. Действительно ли можно говорить о новом феномене джихадизма в этих странах или речь идет лишь о новом мифе, позволяющем авторитарным режимам бесконечно откладывать политические реформы, а России - укреплять свои позиции на их территории, разбирается Libération.
По разным оценкам, в Сирии и Ираке сражаются от 2000 до 4000 выходцев из среднеазиатских стран. "Трудно нарисовать портрет типичного постсоветского боевика. Тем не менее, известно, что первыми выходцами из Средней Азии, присоединившимися к джихаду, были молодые люди, изучавшие исламское богословие в странах арабского мира, - отмечают авторы статьи. - Однако основной плацдарм вербовки среднеазиатских боевиков находится в России, куда миллионы выходцев из Средней Азии приезжают в поисках скудных заработков, которые, тем не менее, выше, чем у них на родине. Вдали от дома, оказавшись в положении маргиналов, отвергнутых обществом, молодые среднеазиаты становятся более восприимчивы к пропаганде джихадистов". Еще одна категория боевиков - ветераны Афганистана, разочаровавшиеся в талибах и привлеченные игиловской идеей "халифата".
"Мотивация боевиков? Она столь же непонятна в случае со среднеазиатами, как и с молодыми французами. "Халифат" ИГИЛ выигрывает сражения с Западом и режимами, считающимися враждебными по отношению к исламу. Оно предлагает исламский порядок, подчиняющийся закону Божьему, особенно привлекательный для джихадистов, разочарованных в авторитаризме, произволе и отсутствии перераспределения экономических благ в их странах. К тому же в Сирию добраться легче и дешевле, чем в Афганистан или Пакистан", - пишет газета.
Каким бы значительным ни было движение джихадистов среди узбеков, казахов, таджиков или киргизов, у них очень мало шансов свергнуть действующие в их странах режимы, констатирует издание. Феномен джихадизма охватывает не более 0,01% населения, и большинство отправившихся в ИГИЛ джихадистов никогда не смогут вернуться на родину. "Средняя Азия - один из наименее затронутых терроризмом регионов. Однако местные власти и Россия все чаще делают алармистские заявления и принимают жесткие политические решения. Оборонный арсенал увеличивается под предлогом борьбы с джихадизмом, а к традиционным репрессиям против радикального исламизма добавляется усиливающийся контроль государства над религиозными вопросами", - отмечает издание.
"Под предлогом борьбы с джихадизмом среднеазиатские режимы уничтожают своих последних политических противников. И если раньше ЕС и США критиковали эти нарушения демократических принципов и прав человека, то угроза ИГИЛ, на которую ссылаются местные власти, заставила их сегодня замолчать. Более того, Европа и Вашингтон сотрудничают с этими режимами в вопросах безопасности, - констатирует газета. - Но наиболее выгодна эта алармистская риторика, безусловно, Кремлю. Россия одной из первых выразила обеспокоенность феноменом джихадизма и под этим предлогом усилила свое присутствие в регионе. (...) Россия использует угрозу ИГИЛ, чтобы попытаться сохранить свое ослабевающее влияние в регионе в момент, когда на востоке усиливается новая доминирующая в Средней Азии держава - Китай".