Со времени поездки Бориса Ельцина в Варшаву прошло 8 лет, в течении которых отношения между двумя странами были напряженными, даже враждебными, что было вызвано, главным образом, желанием поляков (осуществившимся в 1999 году) вступить в НАТО. Вчера Владимир Путин прибыл в Варшаву, чтобы положить начало новой эре в отношениях России со своим бывшим сателлитом. Однако он не пошел ни на какие символические жесты, которые доставили бы удовольствие полякам.
На пресс-конференции Путин и президент Польши Александр Квасьневский поспешили объявить о начале качественно нового этапа в двусторонних отношениях, "свободных от табу", после "трудных 90-х годов". Однако характер и содержание визита не дотягивали до того, чтобы хотя бы заложить основы дружбы между двумя странами взамен прошлых отношений, полных превосходства и враждебности.
Получение Польшей независимости, ее настойчивое стремление вступить в НАТО, непрерывная поддержка Варшавой принятия в НАТО стран Балтии, высылки из Варшавы российских дипломатов, резкое сокращение объема торговли между двумя странами после развала СССР, российские протесты по поводу деятельности чеченцев в Варшаве, критика чеченской войны с польской стороны, а также исключительно высокая зависимость Польши от поставок российского газа ? все это долгое время омрачало двусторонние отношения. К этому следует также добавить исторические проблемы между двумя странами, такие как ответственность России за массовое уничтожение в 1940 году 21 000 поляков, интернированных после присоединения к СССР Восточной Польши.
Поляки, учитывая все это, говорили, что такие официальные мероприятия, как выступление президента Путина в польском парламенте или возложение венков к памятнику погибшим во время Варшавского восстания в 1944 году могли бы стать жестами, которые в Польше оценили бы по достоинству. Президент Квасьневский даже предположил, что Россия могла бы попросить прощения у родственников поляков, уничтоженных Сталиным.
Однако, вопреки ожиданиям, российский президент предпочел не делать символических жестов. Он не захотел выступить в парламенте, не стал отдавать почести участникам варшавского восстания и жертвам сталинских преступлений и отверг возможность выплаты компенсаций полякам, ставшим жертвами сталинского террора после второй мировой войны. "Для таких жестов еще не настало время", - немного резко заявил министр иностранных дел России Иванов.
Путин заявил о своей поддержке вступления Польши в ЕС, однако выразил опасение, что Польша будет вынуждена отгородиться от России строгим визовым режимом. Квасьневский пообещал, что его страна будет искать способ сделать так, чтобы доставить как можно меньше неудобств россиянам.