"Не следует оставаться заложниками символов: речь идет не столько об "Аль-Каиде", сколько о радикальном исламизме. Он не исчезнет вместе с бен Ладеном". С таким предостережением выступил один из руководителей парижской объединенной антитеррористической структуры. Четыре месяца спустя после терактов 11 сентября, в то время, когда французская контрразведка в рамках расследования дела об убийстве Ахмад Шаха Масуда задержала еще одного подозреваемого, французские правоохранительные органы хотели бы, чтобы их мнение было услышано.
"Дело не ограничится военно-информационной дуэлью между Америкой и безумными последователями Аллаха, - заявил один из экспертов. - У Франции имеется собственный подход к исламскому вопросу, "French touch", от которого она не намерена отказываться. Однако это нисколько не помешает сотрудничеству с Соединенными Штатами в правовой сфере. В подтверждение своей доброй воли французское правосудие начало особое юридическое расследование по терактам 11 сентября. Юридические рамки позволят в кратчайшие сроки ответить на запросы об установлении юридических фактов, сформулированные американскими властями.
Что нового стало известно в Париже об исламских группировках? С прошлого лета было начато около десятка расследований деятельности исламистов. Речь, в основном идет о пунктах по вербовке моджахедов и поставках фальшивых документов, а также о подготовке терактов. "Во Франции после терактов 1995 года все еще с ненавистью относятся к некоторым лицам, - говорит один из сотрудников правоохранительных органов. - Отмечается присутствие многочисленных членов группировок, ликвидированных в тот период". К их числу относится Фуад Сабур, один из активистов франкфуртской группы, которого подозревают в подготовке ? вместе с многочисленными сообщниками ? теракта в Страсбурге в декабре 2000 года.
Следователи пришли еще к одному выводу: "Исламисты в настоящее время готовятся к проведению операций, затрагивающих интересы как Франции, так и Соединенных Штатов". Одним из самых красноречивых подтверждений является дело Джамаля Бегала, причастного к планам совершения теракта летом прошлого года против американского посольства в Париже. "Совершенно не случаен тот факт, что 22 декабря прошлого года исламист Ричард Рейд избрал для проведения акции рейс Париж -Майями и предпринял попытку взорвать бомбу, спрятанную в его обуви, - рассказывает полицейский. - Здесь также просматривается стремление нанести одновременно удар и по Франции и по Соединенным Штатам". Первым, кому американское правосудие предъявило обвинение по подозрению в причастности к подготовке терактов 11 сентября, стал французский гражданин Захариа Муссауи, родившийся в Saint-Jean-de-Luz. Сколько их, сторонников радикального ислама, укрывающихся в Париже, Лондоне или где-либо еще,?
В начале месяца Жан-Луи Бругиер, первый заместитель председателя комитета по координации борьбы с терроризмом в Париже, побывал в Брюсселе в рамках расследования, открытого в Париже по делу Ричарда Рейда. Он заинтересовался интернет-кафе, в котором бывал арестованный до совершения безрассудной акции 22 декабря. "Все эти расследования явно свидетельствуют о том, что в Европе набирает силу новое поколение исламистских активистов", - говорит один из участников расследования. Этот специалист по борьбе с терроризмом делает следующий вывод: "Мы становимся свидетелями появления новых имен, новых организаций. Факты свидетельствуют о том, что группировки фундаменталистов стали менее многочисленными и более автономными". В своей книге, которая должна быть опубликована в самое ближайшее время, специалисты по вопросам безопасности Ксавьер Рофер и Ален Бое изобразили новое лицо Джихада: "Аль-Каида" играет важную роль, но не является вершиной пирамиды".