ОБСЕ может помочь Белоруссии освободиться от режима Лукашенко
Ханс-Георг Виек четыре года возглавлял миссию ОБСЕ в Минске; ее целью было развитие гражданского общества, демократии и плюрализма. К концу 2001 года он был вынужден покинуть страну. Сегодня совет ОБСЕ в Вене обсуждает будущее наблюдательной группы; ее мандат не ограничен по времени. В ноябре 1996 года молодая демократия в Беларуси, это официальное название Белоруссии, тихо скончалась. При помощи манипуляций вокруг референдума по основному закону президент Лукашенко покончил с демократической конституцией, принятой в 1994 году. В промышленно развитой стране с десятью миллионами жителей он опять установил всевластие авторитарного режима, как это было при коммунистической партии во времена Советского Союза: контроль президента и его администрации над исполнительной, законодательной и судебной властью; бюджет не подлежит контролю со стороны парламента и даже не публикуется. Избранный парламент заменен назначенным, а его полномочия сильно сокращены, установлена монополия государства на электронные и государственной печатные СМИ. Ведущие предприятия остались в государственной собственности и под государственным контролем; местное самоуправление заменено на вертикальную систему управления.
Российская Федерация согласилась с ударом, нанесенным по белорусской конституции; до сегодняшнего дня она поддерживает систему Лукашенко, несмотря на периодически возникающую напряженность в отношениях. Эта поддержка выражается в льготных ценах на природный газ и нефть, а также в закупке белорусских товаров, даже если они не конкурентоспособны. Тесно сотрудничают спецслужбы, вооруженные силы, центральные банки, а также предприятия военно-промышленного комплекса двух стран.
Ведущие представители оппозиции подвергаются уголовному преследованию; некоторые пропали без вести. Есть основания считать, что за этим скрываются государственные структуры. Уничтожение демократических структур вызвало острую критику в Европе: Беларусь утратила статус приглашенного государства на Парламентской ассамблее Совета Европы; Парламентская ассамблея ОБСЕ 1995/96 года подтвердила правомочность демократически избранного Верховного совета 13-го созыва, который был разогнан Лукашенко; Парламентская ассамблея считает, что только он имеет право представлять интересы Беларуси в ОБСЕ.
После неудачной попытки посредничества со стороны Европейского Союза и Совета Европы в 1997 году ОБСЕ решила ? с согласия минского правительства ? сформировать консультационную и наблюдательную группу в Беларуси. Группа, защищенная дипломатическим статусом, должна поддерживать развитие демократических учреждений и наблюдать за соблюдением обязательств страны перед ОБСЕ. Ее мандат не ограничен по времени.
В течение моей 4-хлетней деятельности в качестве руководителя этой группы я вел ? вместе с четырьмя другими участниками международной миссии ?переговоры с правительством о насущных шагах на пути демократизации, а также участвовал в непосредственных переговорах о демократизации между правительством и оппозицией, требовал прекращения преследования политических оппонентов и применения к ним мер, предусмотренных уголовным и административным кодексом.
Мои попытки ? в том числе в трудных условиях государственного всевластия и вездесущности ? были направлены на помощь политическим партиям, неправительственным правозащитным организациям, профсоюзам, молодежным и женским организациям. Нашей целью было развитие структур, которые могли бы оказывать влияние на формирование общественного мнения в стране и образование коалиции, которая вела бы переговоры с правительством и участвовала в выборах. Без такой поддержки политические и социальные группы гражданского общества не могли играть активную роль в развитии демократической альтернативы аппарату авторитарной власти. Мы стремились к тому, чтобы они научились оказывать политическое влияние на правительство. Как это происходит в странах с развитой демократией.
В 1999-2001 годах хорошо зарекомендовал себя "Консультативный совет восьми оппозиционных политических партий". В 1999 году он вел успешные переговоры с уполномоченными президента о допущении оппозиции к средствам массовой информации, контролируемым на государственном уровне. Принципиальность в основополагающих вопросах и способность к компромиссу как основное условие для выработки общей позиции на переговорах сыграли свою роль в становлении оппозиции. Успех объединенной оппозиции на выборах президента в сентябре 2001 года свидетельствует о наличии в обществе политической альтернативы.
Путь к демократии лежит через укрепление гражданского общества, его политических структур и через независимых наблюдателей на выборах; к этой роли были готовы тысячи добровольцев. Общеевропейские организации оценили их усилия, подводя итоги сентябрьских выборов. Этот успех не должен пропасть втуне.
Беларусь географически лежит в середине Европы, но политически находится на краю континента. Страна и ее народ заслуживают лучшей участи. Они должны политически, экономически и культурно принадлежать к центральной Европе и принимать полноценное участие в демократическом процессе. С сегодняшним режимом Лукашенко это невозможно.