Вчера, после двухдневных переговоров, представители оборонных ведомств США и России сообщили, что будут стремиться достичь соглашения о сокращении ядерных вооружений к моменту визита президента Буша в Москву, который состоится в мае или июне.
Главные разногласия возникли по вопросу о том, следует ли подписывать правовой документ с детальным изложением сокращений и призывом уничтожать боеголовки, снимаемые с ракет.
Первый заместитель главы Генштаба России генерал-полковник Юрий Балуевский сообщил репортерам в Пентагоне, что хочет, чтобы Буш и президент России Владимир Путин подписали "обязательный для исполнения документ" по этим двум вопросам.
На вопрос о том, следует ли сопровождать сокращение количества ядерных боеголовок уничтожением боеголовок, снятых с ракет, Балуевский ответил: "Боеголовки... снятые с носителей, должны быть уничтожены".
Эта позиция России может помешать усилиям Москвы и Вашингтона, стремящимся сократить свои стратегические ядерные арсеналы. В прошлом году на встрече в США Буш и Путин пообещали сократить количество боеголовок примерно до 2000 с обеих сторон. Но после этого Пентангон заявил, что будет не уничтожать, а хранить демонтированные боеголовки.
Заместитель министра обороны Дуглас Фейт подчеркнул, что стороны будут продолжать встречаться и сближать позиции, но не пообещал, что к моменту саммита в Москве будут достигнуты какие-либо конкретные договоренности.
"Если мы достигнем договоренности, мы будем рады зафиксировать это. Мы решим, какая форма лучше всего подходит в зависимости от того, о чем именно мы договоримся", - сказал он.
Фейт подчеркнул, что администрация Буша хочет отказаться от методов контроля над вооружениями времен Холодной войны, когда контроль за выполнением соглашений прописывался в договорах. Он сказал, что администрация хочет заменить их информационными обменами и сотрудничеством между двумя государствами.
Фейт сказал, что договора о сокращении вооружений времен Холодной войны "активно хвалили за то, что они помогают уменьшить количество ядерного оружия", но ни в одном из них не указано, что боеголовки необходимо уничтожать. "Теперь многие сосредоточились на новой проблеме, - заявил он, - и критикуют сокращения, о которых мы говорим".