В лесу у реки Кинабатанган на острове Борнео, когда заходит солнце, можно услышать резкие чавкающие звуки. Это знак того, что орангутаны укладываются спать. Этот ритуал они совершают перед обустройством гнезда. На соседнем острове Суматра орангутаны совершают тот же ритуал, но уже когда гнездо готово. В других местах они вообще не имеют такой привычки. Другой пример: на Суматре орангутаны едят колючие плоды нээсии еще неспелыми: отломив ветку и оторвав от нее листья, они используют ее как рычаг, открывая ею плод. На Борнео они едят нээсию только в спелом виде.
В семье не без урода. С точки зрения приматологов, эти групповые различия являются признаками "культурных практик". И они удивились этому в первую очередь. До сих пор орангутан считался неким "уродом" в семье крупных обезьян: в отличие от шимпанзе, орангутаны, как полагали ученые, не обладали культурой, т. е. моделями поведения, свойственными определенным группам и предаваемым из поколения в поколение. Между тем у шимпанзе они открыли 39 таких передающихся навыков или привычек. Так, например, на Гвинее они разбивают орех с помощью "молота и наковальни" (маленького камешка и плоского камня покрупнее). А в Сьерра-Леоне - делают себе "вьетнамки" из листьев, чтобы защитить ноги.
На Борнео и Суматре ? это единственные места, где еще водятся орангутаны, ? за каждым приматологом закреплен свой участок леса. Карел ван Шейк из университета Дьюка в Дареме (Северная Каролина) решил собрать ученых, чтобы в течение трех дней сопоставить полученные ими данные. Среди них ? знаменитый канадский приматолог Бируте Галдикас и француз Марк Анкреназ. Работая в 10 зонах, они выявили 24 модели поведения, встречающиеся у одних групп, но отсутствующие у других. "На основании наиболее типичных моделей поведения раньше было принято считать, что все орангутаны ведут себя одинаково. В действительности же у каждой группы есть свои правила", ? удивляется Карел ван Шейк, изучающий орангутанов на севере Суматры. В Кетамбе (Суматра) и Кутаи (восточная часть Борнео) приматы делают себе шапочки из листьев, чтобы укрыться от непогоды, и даже строят гнезда не для того, чтобы спать в них, а для игры. "Некоторые делают себе рукавицы из листьев, чтобы удобнее было срывать плоды", ? рассказывает молодой приматолог Эммануэль Грундманн.
Сокращение популяции. Цель этих изысканий, разумеется, найти истоки человеческой культуры. Какие изменения претерпевают эти первоначальные ростки культуры? Приматологи отмечают, что крупным обезьянам не удается совершенствовать свои изобретения. "Тем не менее эти результаты показывают, что истоки культурного поведения следует датировать более ранними временами, ? считает Карел ван Шейк, ? поскольку орангутаны отделились от ветви других крупных обезьян 14 миллионов лет назад". По мнению Карела ван Шейка, это, возможно, одни из последних исследований, во всяком случае на Суматре: площадь индонезийских лесов ежегодно сокращается на 5%, а вместе с ней сокращается и популяция орангутанов, которые к тому же становятся жертвами браконьеров. Считается, что за год на Суматре исчезает 1000 особей, при том что в 1997 году популяция этих обезьян составляла на острове 12 тысяч особей.
Еще более тревожный факт: индонезийское правительство только что разрешило строительство сети дорог в самом центре природного парка Лесер в северной части острова: здесь проживает 25 тыс. видов животных (орангутаны, суматрийские тигры и суматрийские носороги ? последний относится к видам, которым грозит полное исчезновение). Это единственное место в мире, куда Редьярд Киплинг еще мог бы поместить героев своей "Книги джунглей". По мнению природоохранных организаций, проект строительства автодорог не учитывает экологических последствий и будет смертным приговором для крупных животных острова.