Активисты-правозащитники Людмила Алексеева из Московской Хельсинкской группы и Лев Пономарев, лидер движения "За права человека", заявили журналистам 13 января в столице Башкирии, что они собрали свидетельства массовых избиений в Благовещенске (Башкирия) во время рейдов служб безопасности 10-14 декабря.
Алексеева заявила, что такого массового нарушения прав человека не встречалось нигде в России, кроме Чечни. По словам Пономарева, выполнявшие рейды милиционеры были в масках, что затрудняет наказание виновных. Однако он отметил, что кто-то должен взять на себя ответственность за эти действия, и, вероятно, это руководство министерства внутренних дел Башкортостана.
"Превентивная" мера
Милицейские рейды в Благовещенске, которые были проведены 10-14 декабря, в то время называли превентивной мерой. Они последовали за инцидентом 8 декабря, когда группа молодых людей избила пятерых милиционеров, причем троим потребовалась госпитализация.
Во время рейдов было задержано до тысячи человек, многие подверглись избиениям, были сообщения о пытках. Более 400 человек обратились в местные медицинские учреждения, у большинства из них зафиксированы следы серьезных побоев, сотрясение мозга и переломы. По предположению башкирских правозащитников, были изнасилованы десятки женщин.
После появления в СМИ информации о рейдах в конце декабря федеральное и башкирское министерства внутренних дел попытались минимизировать негативные последствия для своей репутации. После встречи с правозащитником Владимиром Лукиным министр внутренних дел России Рашид Нургалиев объявил 29 декабря о начале расследования не только инцидента в Благовещенске, но и работы республиканского МВД в целом.
Намеки на попытки сокрытия
Однако за этими заявлениями последовали обвинения в сокрытии сведений. 3 января радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на данные организации "За права человека" сообщила, что жители Благовещенска, пожаловавшиеся на жестокость милиции, столкнулись с попытками министерства внутренних дел отговорить их от дачи показаний. Движение "За права человека" также указало, что сведения о пациентах, обратившихся в больницы после инцидента в Благовещенске, и характере их травм были изменены.
Представитель башкирского МВД Руслан Шерефетдинов заявил 6 января, что утверждения правозащитников о событиях в Благовещенске - это ложь, добавив, что эти организации сами разожгли скандал. По сведениям Шерефетдинова, административному задержанию подверглись только 280 человек, большинство из них - за нарушение общественного порядка или распитие спиртных напитков в общественных местах.
8 января в Башкирию прибыли члены комиссии федерального МВД для расследования рейдов. Однако местные правозащитники настаивают на том, что предпринимались активные попытки дискредитировать пострадавших и заставить их замолчать. Как подчеркивает аналитик Дмитрия Багиро в своей статье на politcom.ru, в республике предпринимаются "циничные меры" для улучшения общественного имиджа милиции. За неделю до рейдов в МВД был учрежден Общественный совет по правам человека. На первом заседании совета в Уфе 11 января милиция заявила, что число задержанных - 381, а не тысяча человек.