Боевик, повествующий о подвигах российской секретной службы идет в заполненных кинотеатрах, дополняя признаки попыток Кремля добиться нового возрождения патриотизма и национального самосознания.
Президент Владимир Путин, проработавший 16 лет в КГБ, и Николай Патрушев, возглавляющий пришедшую ему на смену ФСБ, по слухам посмотрели и одобрили фильм "Личный номер"(Countdown).
Успех фильма, должно быть, отражает разочарование кинолюбителей в голливудской привычке изображать русских злодеями и тоску по своим историям и героям, почти забытым с советских времен.
"Личный номер" посвящен нелегким будням наших мальчиков в армии, милиции и ФСБ, - говорит Алексей Макаров, который играет главного героя фильма, майора ФСБ по фамилии Смолин.
"Одно время вошло в моду проклинать этих людей. В результате их так долго проклинали, что все рухнуло. Мы дошли до того, что нам уже нечем гордиться".
В "Личном номере" рассказывается, как Смолина захватили в плен чеченские террористы. Он бежит из плена с помощью иностранной журналистки, которую играет английская актриса Луиза Ломбард.
Взбешенные тем, что ему удалось ускользнуть, чеченцы заключают сделку с московским олигархом, живущим в изгнании, и с арабским террористом, напоминающим Усаму бен Ладена, с целью организовать операцию по захвату заложников в цирке, куда должна пойти вместе с классом дочь Смолина.
Эпизод захвата вызывает в памяти захват московского театра в 2002 году, когда чеченские террористы взяли в заложники более 800 человек. С вымышленным захватом Смолин и спецслужбы с успехом справляются. Террористы убиты. И ни один заложник
не пострадал - это сильно отличается от неуклюжей операции в 2002 году и в прошлом году в Беслане, когда пострадали сотни мирных граждан.
Драматичная кульминация фильма происходит, когда группа настырных арабов под предводительством двойника бен Ладена сбегают и похищают плутоний, с целью начинить им самолет, отправив его в Рим, где проходить саммит НАТО. Несмотря на то что все против него, Смолин убивает арабов и спасает мир.
"Цель фильма - улучшить имидж страны, показать, что Россия - цивилизованное государство, которое борется с терроризмом и ксенофобией, - говорит Елена Хван из продюсерского центра Top Line, финансировавшего фильм. - Он должен заставить нас гордиться нашими соотечественниками, которые честно исполняют свой долг, независимо от их национальности. Он должен также поднять престиж нашего офицерства".
Готовность публики рассматривать служащих ФСБ как героев расценивается критиками как признак серьезного культурного сдвига времен Путина, стремящегося усилить российский патриотизм.
В годы, непосредственно предшествовавшие и последовавшие за распадом Советского Союза в 1991 году русские жаждали западной - американской, в основном, культуры. От фильмов до моды и еды, почти все, что приходило из-за границы, считалось лучше местного эквивалента. Прошло больше десяти лет, и направление ветра изменилось. Заведения сети быстрого питания типа "Русского бистро", где подают сибирские пельмени, утвердились как альтернативы ресторанов McDonald's, а модные девушки выбирают российских дизайнеров наряду с такими Кутюрье, как Versace и Chanel.
Литературные классики, такие, как Толстой, Пушкин и Пастернак, тоже переживают возрождение, хотя успехи российской поп-музыки на мировой сцене все еще весьма скромны и российские исполнители слабо конкурируют со своими американскими и британскими соперниками.
Больше всего эта тенденция заметна в кино - основном инструменте пропаганды советского периода и телевидении, где появляется все больше мыльных опер местного производства, и их популярность растет.
В прошлом году фильм "Ночной дозор" по популярному фантастическому роману Сергея Лукьяненко собрал в кассах 8,6 млн фунтов, опередив "Властелина колец" и "Гарри Поттера".
Некоторые, однако, не разделяют восторга по поводу того, что ФСБ изображают в героическом свете. "Представьте себе, что это произошло бы в Германии, - говорит правозащитник Сергей Ковалев. - В Восточной Германии бывшая коммунистическая секретная полиция была упразднена. Российская ФСБ - копия КГБ. Представьте себе немецкий фильм, в котором бы офицер "Штази" представал бы героем, спасающим мир. Это был бы скандал".