Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 января 2006 г.

Кристофер Уолкер | The Christian Science Monitor

Развилка на пути к демократии в бывшем СССР

Президент Владимир Путин стремится дать российскому правительству инструменты для усиления контроля над уже осажденным неправительственным сектором страны. Ограничительный закон об НПО, переданный ему на подпись, расширяет возможности для отказа в регистрации или закрытия российских НПО, позволяя государству усилить вмешательство в их деятельность. Однако закон, лежащий на его столе, является лишь очередным ударом в методичных попытках властей ограничить независимость мнений в России.

Более того, действия Кремля - лишь последняя в цепочке репрессивных мер на территории бывшего СССР. Ужесточение автократических режимов в немалой степени является реакцией на недавние демократические перемены в соседних странах. Яростная реакция наследников СССР, не будучи полной неожиданностью, подтверждают, что эти режимы отказываются даже от видимости демократических методов.

Два непохожих друг на друга сюжета развивались в прошедшем году в бывшем СССР. Один - в "революционных странах", в Грузии, на Украине и в Киргизии, где народные выступления против коррумпированного авторитарного руководства открыли двери демократическим реформам, невозможным в прежней, удушливой политической атмосфере этих стран.

Другой сюжет, характерный практически для всех остальных постсоветских республик, за исключением стран Балтии, - это история об укреплении репрессивного государства ради обеспечения безопасности режима.

В недавно опубликованном докладе Freedom House о политических правах и гражданских свободах "Свобода в мире" отмечены эти обстоятельства. Семь из 12 республик бывшего СССР получили рейтинг "несвободных", четыре - "частично свободных" и одна - "свободной". Украина, чья "оранжевая революция" поразила воображение всего мира, в 2005 году присоединилась к "свободным" странам и стала первой республикой бывшего СССР (не считая Прибалтики), добившейся такого статуса. Киргизия, статус которой изменился с "несвободной" на "частично свободную", переживает гораздо более трудный переходный период, но там уже появились признаки политической активности общества. В этих двух странах, а также в Грузии попытки придать реформам характер институций стали приоритетом. Это не означает, что переход будет гладким. Несомненно, Тбилиси, Киев и Бишкек сталкиваются с огромными трудностями.

В отличие от этих стран, борющихся за реформы, лидеры в Ташкенте, Минске и Москве преследуют совсем иную цель. В прошлом году был одобрен ряд мер, направленных на подчинение государству независимых сил в обществе. Было предпринято масштабное наступление на последние рудименты независимого общества - новые правила ограничили политическую конкуренцию и возможности протеста, вплоть до нового уровня жестокости в Узбекистане.

В Белоруссии президент Александр Лукашенко 21 декабря подписал закон, еще больше ослабляющий оппозицию в преддверии президентских выборов этого года. По новому закону, преступлением, за которое предусмотрено два года лишения свободы, становится "дискредитация Белоруссии" в глазах международных организаций и иностранных правительств.

Власти Казахстана, через две недели после переизбрания президентом Нурсултана Назарбаева, набравшего на выборах 4 декабря, как сообщается, 91% голосов, отказали в регистрации главной оппозиционной партии "Ак Жол". В Узбекистане продолжается наступление на независимые организации и СМИ. В декабре режим отказался продлить соглашение, разрешающее деятельность бюро "Радио Свобода - Свободная Европа" в Ташкенте. Полагают, что милиция президента Каримова убила около 500 участников акций протеста, прошедших в мае в Андижане.

Москва, между тем, ограничивает политическое пространство дома, одновременно оказывая поддержку автократии в соседних странах. Ограничение деятельности НПО - лишь один пример. Кремль делает следующий шаг, создавая послушные параллельные структуры - "псевдогражданское общество" с основной миссией - подчиняться требованиям государства. За пределами России такие структуры принимают вид поддерживаемых Москвой наблюдателей на выборах, которые ставят печать одобрения на фальсификациях в соседних странах. Эти структуры являются компонентом того, что заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид называет "странной альтернативной вселенной".

Усиление репрессий создает неверное представление о ситуации в руководстве этих стран. Это неудивительно для режимов, не привыкших отчитываться перед собственными гражданами.

Печально то, что во многих нереформированных странах бывшего СССР новые ограничительные меры, включая российский закон об НПО, не нужны. В отсутствие независимости СМИ, законодательной власти и юстиции руководство этих стран и без того может разгромить все, что представляется ему политически нежелательным.

Усилением репрессий не вылечить болезни этих постсоветских обществ. Необходим подход, признающий права простых граждан и предлагающий путь нормализации политической жизни. Чем быстрее откроются эти общества, тем лучше будет всем.

Кристофер Уолкер - научный директор Freedom House



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru