"Меня передергивает от возмущения, когда я читаю "мнения экспертов" - и доморощенных, и иностранных - что России присущ врожденный расизм или ксенофобия", - пишет на страницах The Guardian журналист Алексей Ковалев. Почти во всех репортажах из Москвы, где упоминается межнациональная напряженность, содержится намек, что улицы кишат скинхедами, которые ищут себе жертв недостаточно славянской внешности.
"Я наблюдаю совершенно иную картину. За последние несколько месяцев несколько моих друзей были ограблены, получили ножевые или пулевые ранения, были избиты в Москве. Во всех случаях преступниками были группы молодых людей из различных кавказских республик, преимущественно из Дагестана, и, как правило, их отпускали из отделения милиции даже без выговора. Большая часть кавказских республик имеет в других российских регионах своих "спецпредставителей", которые помогают их соотечественникам в любых бедах, что в большинстве случаев означает, что их вытаскивают из милиции", - пишет автор.
"Я не хочу сказать, что русские ультраправые не представляют собой угрозу, но есть и другая разновидность национализма", - пишет Ковалев, упоминая паспорта неграждан в странах Балтии, дедовщину в общежитиях и казармах, угрозу осквернения православных церквей на Северном Кавказе. Многие русские отлично знают, каково быть жертвой гонений по национальному признаку, "но почти никто из российских чиновников, западных журналистов или правозащитников, кажется, не признает этих проблем", указывает автор.
На взгляд Ковалева, освещение западными СМИ межнациональных трений в России не только несправедливо и однобоко, но и усугубляет проблему: российские власти, обеспокоенные имиджем страны, подавляют относительно умеренных правых, но полностью игнорируют причины недовольства. Именно это и толкает русских на Манежную площадь, а не врожденная ненависть к другим расам. Единственное, что действительно ненавидят русские, - несправедливость. "Мы не хотим крови: мы хотим справедливого правосудия для всех, даже тех, кого поддерживают "спецпредставители" или могущественная диаспора", - заключает Ковалев, призывая Запад не очернять русских.