В пятницу глава BP Роберт Дадли "получил благословение Владимира Путина", после чего руководство "Роснефти" и BP на двух разных самолетах отбыло в Лондон. Там и состоялось заключение "стратегического альянса", в рамках которого стороны договорились об обмене акциями и совместной разработке арктических месторождений, сообщает The Sunday Times, отмечая уникальность сделки.
Это "неожиданный успех" - как для BP, пострадавшей от разлива нефти в Мексиканском заливе, так и для Дадли, который только три месяца назад был поставлен во главе этой компании. Договор, по его словам, "основан на перспективах будущего, а не на наследии прошлого", но именно Дадли "как никто другой знает, что ведение бизнеса в России чревато неожиданными поворотами", напоминает издание. О споре с партнерами по ТНК-BP он сказал следующее: "Я всегда воспринимал это только как расширенную деловую дискуссию". Кроме того, Дадли "непреклонно отстаивал мнение", что партнерство с "Роснефтью" "не является реакцией на катастрофу" в Мексиканском заливе, хотя о сделке впервые заговорили всего четыре месяца назад, свидетельствуют инсайдеры.
BP столь "отчаянно нуждалась" в этом соглашении, что пренебрегла и "яростью" Белого дома, и отсутствием гарантий ("рискованным с геологической и политической точек зрения" назвал договор основатель инвестиционного банка Lambert Energy Филип Ламберт), и не самыми выгодными условиями: созданная для совместного проекта компания на 2/3 принадлежит "Роснефти", хотя большая часть расходов по геологической разведке и бурению ляжет на BP. Ламберт объясняет такую сговорчивость британского гиганта мировым трендом: в последние годы в связи с ростом спроса на нефть центр тяжести сместился от частных компаний, которые еще 50 лет назад контролировали до 60% мировой нефтедобычи, к национальным корпорациям. Впрочем, по оценкам экспертов, те три геологических блока, которые будут осваиваться альянсом, "охватывают наиболее многообещающий регион Арктики".
Альянс BP и "Роснефти" уже осудили Greenpeace, выступающий против бурения в Арктике, и высокопоставленный американский демократ Эд Марки. Марки потребовал провести расследование сделки со словами: "Раньше BP расшифровывалось как British Petroleum, а теперь - как Bolshoi Petroleum". "Никто не может предсказать, чем обернется включение Кремля в список акционеров - размеренным корпоративным сотрудничеством или драмами и интригами. Это эксперимент, за которым с интересом будут следить все остальные представители сектора", - заключает The Sunday Times.