"Как следует деловому сообществу расценивать предрождественское освобождение Михаила Ходорковского, олигарха, которого многие считали политическим заключенным? Является ли это признаком того, что российские власти всерьез взялись за улучшение инвестиционного климата?" - задается вопросами корреспондент Financial Times Нил Бакли.
Его освобождение, наряду с амнистией других бизнесменов, обвиненных в экономических преступлениях, можно рассматривать как "оттепель", предполагает журналист. "Однако, к сожалению, эти два события обещали больше, чем дали", - говорится в статье.
В то время как дело ЮКОСа на какое-то время остановило прямые иностранные инвестиции, они вернулись к рекордным отметкам накануне финансового кризиса 2008 года, полагает Бакли. С тех пор они замедлились, отчасти из-за опасений, в большей степени связанных с новыми делами, такими как дело Магнитского.
Издание также отмечает такую проблему, как резкое замедление экономического роста в России. "Иностранных инвесторов нужно ловить на крючок, - говорит эксперт консалтинговой компании Macro-Advisory в Москве Крис Уифер. - А на крючке нет наживки".
"Факторы, негативно влияющие на предпринимательство в России, включают в себя бюрократию и высокий процент кредитования. Но один из самых значительных среди них - это коррумпированная система судопроизводства, к помощи которой могут прибегнуть и злоупотребить ею люди, намеревающиеся захватить чей-либо бизнес или капитал",- говорится в статье.
В 2012 году Путин назначил бывшего бизнесмена Бориса Титова "омбудсменом", защищающим права предпринимателей, напоминает автор. В мае прошлого года Титов представил проект широкой амнистии для бизнесменов, у которых это была первая судимость по обвинениям в незначительных правонарушениях.
"Тем не менее, как только российский парламент одобрил ее в июле, число уголовных статей, попадающих под амнистию, было урезано с 50 с лишним, которые предложил Титов, до 27", - отмечает Бакли.
"Но в этой амнистии были и фундаментальные недостатки. Она не наказывает тех, кто несет ответственность за неправомерное заключение бизнесменов в тюрьму, и не реформирует систему, допустившую это", - считает автор статьи.