13 лет Москва вела переговоры по вступлению в ВТО. Но членство в этой организации принесет России не только преимущества
Уже несколько дней представители России и США сидят за столом переговоров, чтобы к саммиту "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге прийти к очередному компромиссу в вопросе о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Спорным моментом является, например, соблюдение авторских прав и открытие сектора финансовых услуг. Кремль небеспочвенно упрекает США в двойных стандартах. К примеру, самый крупный пират в области интеллектуальной собственности, Китай, вступил в ВТО шесть лет назад.
Вопрос в том, действительно ли выиграет Россия от членства в ВТО, поскольку самые важные экспортные товары и без этого не облагаются большой таможенной пошлиной. В случае вступления в организацию Москва будет обязана открыть свой внутренний рынок для иностранных конкурентов. Согласно заявлениям министерства экономического развития и торговли, от принятия в организацию особенно выиграют металлообрабатывающая, металлургическая и химическая промышленность.
В настоящее время в 19 странах действуют 107 защитных мер против российских фирм, 90% которых затрагивают химическую отрасль, а в первую очередь - производителей удобрений и металлургические предприятия. Вследствие этого предприятия ежегодно теряют до 2 млрд долларов. После вступления в ВТО эти барьеры не исчезнут автоматически, но тогда нужно будет обосновать наложенные ограничения. Никто в России не ждет того, что ЕС автоматически отменит ввозные пошлины - в лучшем случае они будут снижены.
Алюминиевая промышленность относится к вступлению в ВТО скорее отрицательно. Олигарх Олег Дерипаска, владелец холдинга "Русал", опасается значительных финансовых потерь, поскольку вступление в ВТО будет означать повышение цен на газ в промышленности. При этом пострадает и его автомобилестроительная компания "Группа ГАЗ". В первые четыре года пошлины на ввозимые автомобили упадут с 25% до 15%. Существует опасность того, что из-за западной конкуренции может погибнуть российское сельское хозяйство. ЕС платит своим крестьянам в среднем 600 швейцарских франков за гектар, российские крестьяне получают 18 франков.