Тяжелый удар, нанесенный "Хизбаллах" по Галилее на севере Израиля и ставший полной неожиданностью, доказывает - если, конечно, нужны еще какие-нибудь доказательства, - как мало нужно для того, чтобы ввергнуть регион в состояние, близкое к войне. Израиль начал контрнаступление, на которое имел полное право. Тому удару, который "Хизбаллах" нанесла на прошлой неделе из одного из районов Ливана по дюжине мирных населенных пунктов, не может быть оправдания. Ни одно государство в мире не имеет право безмолвно предавать своих граждан, если соседняя страна - не будучи спровоцированной - осуществляет подобные атаки.
Шесть лет назад Израиль покинул те районы Ливана, который он захватил в 1982 году, и больше не нарушал признанных государственных границ. ООН одобрила вывод израильских сил с ливанской территории и подтвердила тот факт, что израильская оккупация Ливана окончена и вопрос о границах между двумя странами решен. Вслед за этим боевики радикальной организации "Хизбаллах" стали нарушать достигнутые соглашения. "Хизбаллах" заняла базы вдоль границы и заявила о том, что граница в районе ферм Шебаа является недействительной. С помощью Сирии и Ирана "Хизбаллах" стала наращивать свою военную силу.
Израиль не может реагировать по-другому
На протяжении многих лет ливанское правительство избегало прямой конфронтации с организацией "Хизбаллах", которая создала на юге Ливана систему укрепленных позиций и гигантские склады вооружений, в которых находились также и ракеты, представляющие угрозу Израилю. Израиль, которые не хотел накалять ситуацию на границе, не оказывал давления на "Хизбаллах". Таким образом, возникла невыносимая ситуация, заключающаяся в том, что на территории суверенного государства Ливан, который по отношению к Израилю не имеет никаких претензий, свободно действует организация, объявленная США террористической, и совершает нападения на Израиль.
Израиль предпринимает сегодня шаги против Ливана, поскольку Ливан должен официально нести ответственность за "Хизбаллах" и с его территории израильские города обстреливаются ракетами и "катюшами". Сторонники "Хизбаллах" сидят в ливанском правительстве и участвуют в принятии политических решений. В то время как я пишу эти строки, миллионы ни в чем не повинных мирных жителей, израильтян и ливанцев, подвергаются обстрелам.
В Бейруте и Хайфе, в ливанской долине Бекаа и израильской Галилее над детьми и взрослыми нависла серьезная угроза войны. Израиль и Ливан должны сделать все возможное для того, чтобы не пострадали мирные жители. Но тот, кто выступает за немедленное прекращение насилия и начало переговоров, должен понимать, что люди из "Хизбаллах" самым коварным способом и совершенно намеренно создали такую ситуацию, в которой Израилю не оставалось ничего, кроме как ответить на нападение на свою территорию.
Тяжелая двойная игра
Нынешний всплеск насилия демонстрирует ярко выраженное сходство проблем в позиции ливанского правительства и властей Палестинской автономии по отношению к Израилю. В обоих случаях имеют место две силы, противоречащие друг другу. Одна сила правит с позиции государства, то есть идет политическим путем и является сравнительно умеренной, другая объявляет себя свободной и поступает так, как ей заблагорассудится: применяет террор против мирного населения, использует расистскую риторику и требует полного уничтожения Израиля.
Эта двойная игра является препятствием для длительного соглашения между Израилем и его соседями. Это стало главной причиной того, что большинство израильтян - среди них и активисты, выступающие за мирное урегулирование конфликта - в последние годы стали терять веру в намерения умеренных сил в арабских странах. Другая сложность состоит в том, что похожая двойная игра - даже если не в таком радикальном виде и не направленная на полное уничтожение противника - просматривается и в отношении Израиля к палестинцам.
Возможный сценарий развития событий не предвещает ничего хорошего. Как известно, для Израиля важно не только ответить на удары "Хизбаллах". Израиль хочет изменить положение на границе с Ливаном, согласно резолюции ООН номер 1599, и вынудить ливанское правительство убрать "Хизбаллах" из этого региона. Эта цель не лишена своей логики и расчета, но та агрессия, с которой проводится операция, несет в себе и опасность. Ливанское правительство слабо, и Ливан вновь может столкнуться с опасностью краха системы и гражданской войны.
"Хизбаллах": длинная рука Ирана
За последние десятилетия Израиль неоднократно ввязывался в военные акции в Ливане, не добиваясь при этом поставленных целей. Известно, что все попытки Израиля "оформить" арабскую действительность до сих пор терпели поражение. Другая цель израильских генералов и политиков - подорвать власть и влияние "Хизбаллах" - изначально бесперспективна и напоминает на близорукость израильского руководства, которое в 1982 году утверждало, что Организация освобождения Палестины уничтожена. Несомненно, соотношение сил складывается в пользу Израиля, однако "Хизбаллах" пользуется мощной поддержкой Ирана, Сирии и всего арабского мира, а тот, кто верит в возможность израильской победы нокдауном, питает по этому поводу иллюзии.
Но существует и значительная разница в отношении палестинцев и ливанцев к Израилю. Откровенно говоря, "Хизбаллах" - это длинная рука Ирана, которая достает до Ближнего Востока, это плацдарм государства с явными кровожадными намерениями по отношению к Израилю. Бесспорно, "Хизбаллах" чувствует себя причастной к делу палестинцев, но целью организации не является справедливое мирное соглашение между Израилем и Палестиной. Из их принципов и поведения становится очевидным, что даже если между израильтянами и палестинцами в будущем будет заключен какой-либо договор, "Хизбаллах" отвергнет достигнутые компромиссы и продолжит действовать против Израиля и подрывать стабильность.
Успешное вытеснение
Отношения между Израилем и Палестиной выглядят совсем иначе. Оба народа должны прийти к мирному соглашению, если они хотят существовать на этих территориях и впредь. Эти народы заинтересованы в компромиссе и готовы ради этой цели отказаться даже от основных требований. И той и другой стороне понятно, что конфликт, в конце концов, не разрешить насилием. Атаки "Хизбаллах" привели к тому, что в умах большинства израильтян оба фронта объединились в единую угрозу их существованию. Это чувство не отвечает реальной расстановке сил, однако может привести к несоразмерному удару по Ливану и надолго отодвинуть решение палестино-израильского конфликта.
В Израиле, да и в процветающем, ориентированном на Запад Бейруте хотели верить в то, что у них осталось мало общего с ближневосточным конфликтом. Смирившись с его кровожадным, фундаменталистским и безнадежным характером, они начали создавать свой маленький мир, где нашлось место уюту, роскоши и куда можно было уйти от реальности. В Израиле многим удалось вытеснить из умов кровавую конфронтацию с палестинцами в секторе Газа - когда палестинцы обстреливали южные районы Израиля ракетами "Кассам" - и страдания палестинцев, когда Израиль предпринял контрнаступление. Последние события снова всех взбудоражили, стали опасностью, постучавшейся в дверь, и вновь напомнили о том веществе, из которого здесь состоит жизнь. Чтобы превратить это вещество в мирные отношения, потребуется не только дипломатическое искусство, но и знания в области алхимии.
Израильский писатель Давид Гроссман родился в 1954 году в Иерусалиме. Он один из самых популярных авторов в своей стране. В 2004 году вышел сборник его новелл на немецком языке под названием "Память кожи" ("Das Gedächtnis der Haut")