Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 июля 2007 г.

Джулиан Борджер | The Guardian

Британские компании и дипломаты ощущают на себе ответные меры России

Дело Литвиненко - лишь самое недавнее по времени из столкновений с Путиным

Вчера отношения Великобритании с Россией покатились под откос - они максимально испортились за весь период с окончания холодной войны. Правда, до этого они уже несколько лет неуклонно сползали в сторону ухудшения.

Кризис, продолжающийся и посейчас, является не только двусторонним. На отношениях Москвы с США и Европой сказывается политика Владимира Путина - его все более авторитарный стиль управления собственной страной и решительное отстаивание российских интересов за границей. Но связи с Британией пострадали, пожалуй, сильнее всего.

Последний случай симметричного выдворения дипломатов Великобританией и Россией имел место в 1996 году. Тогда этот инцидент был лишь случайным сбоем на фоне взаимопонимания, которое возрастало с тех пор, как пятью годами ранее Джон Мейджор первым из западных лидеров пригласил российского коллегу на встречу "большой семерки".

Но на сей раз все датчики, указывающие на состояние взаимоотношений, выдают неутешительные показатели. Британские компании вытесняются из совместных предприятий в России. Сотрудников посольства и Британского Совета преследуют члены пропутинского молодежного движения. Великобритания сделалась прибежищем состоятельных российских диссидентов. Дело Литвиненко - ужасающее убийство, сопровождавшееся распространением по Лондону смертельно опасного радиоактивного вещества, - уже само по себе является намного более серьезным, чем шпионский скандал.

"Если говорить о британо-российских отношениях, то это худшая ситуация с 1970-х годов, - отметил Джеймс Никси, эксперт по России из Чатем-Хауза (Королевского института международных отношений). - Сейчас на кон поставлено гораздо больше разных аспектов, чем в 1996, так что всего гораздо серьезнее".

Охлаждение началось не с приходом к власти Путина в 1999 году, но четырьмя годами позже, когда президент почувствовал, что набрал достаточную силу для схватки со своими самыми могущественными соперниками - бизнесменами-олигархами. Один из них, Михаил Ходорковский, был заключен в тюрьму после того, как попытался стать "делателем королей" на российской политической арене, а другому, Борису Березовскому, Великобритания предоставила убежище.

Британский суд постановил, что Россия не смогла привести достаточные доказательства для экстрадиции Березовского, но в глазах Москвы решение суда означало, что Великобритания поддерживает врага государства. Березовский сам подкрепил гипотезу Москвы о том, что он замышляет свержение президента Путина, сказав в апреле в интервью Guardian: "Для свержения этого режима необходимо применить силу".

Своего рода гражданская война, происходящая внутри российского государства, перекинулась на территорию Великобритании.

Дело Литвиненко было всего лишь одним из сражений войны с олигархами. Бывший российский шпион утверждал, что ФСБ поручила ему убить Березовского; когда Литвиненко укрылся в Великобритании сам, Березовский его пригрел.

Представление о Великобритании как о штаб-квартире врагов президента Путина способствовало антибританским настроениям в российском обществе, затронувшим разные сферы, от экономики до культуры.

В прошлом году англо-голландская компания Royal Dutch Shell была вынуждена передать контрольный пакет акций в колоссальном нефтегазовом месторождении "Сахалин-2" государственной энергетической компании "Газпром". TNK-BP, дочерняя российская компания BP, также подверглась нажиму и была вынуждена продать свою долю в Ковыктинском газовом месторождении. Эту долю поглотил все тот же "Газпром".

Москва сорвала попытки европейских государств по строительству альтернативных трубопроводов для транспортировки среднеазиатской нефти и газа в Европу и добилась того, чтобы все трубы вели в Россию.

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд вчера заявил, что Великобритания будет стремиться к формированию "общего европейского фронта" в отношении России, но Москва поразительно успешно умеет разделять Европу - она заключила сепаратные сделки о трубопроводах с Германией и Чехией, а на прошлой неделе предоставила французской энергетической компании Total 25-процентную долю в освоении крупного газового месторождения в Арктике.

По-видимому, эта сделка была подарком на День взятия Бастилии новому президенту Николя Саркози после предположений, что он будет проводить жесткую политику по отношении к России.

Тот факт, что в глазах Москвы Великобритания имеет статус "самой нелюбимой страны", отражает и близость последней к США. Конфликты в Сербии и Ираке - двух государствах-клиентах России - были восприняты как враждебные действия. Точно так же рассматривается и план расширения американской системы ПРО на Польшу и Чехию, пользующийся, по-видимому, горячей поддержкой со стороны Великобритании. Ответом на планы ПРО стало сделанное в эти выходные официальное заявление России о моратории на выполнение договора об ограничении вооруженных сил, дислоцированных в Европе (ДОВСЕ), который был заключен по окончании холодной войны.

Прелюдией к нынешнему кризису стал прошлогодний инцидент, когда ФСБ обвинила четырех британских дипломатов в шпионской деятельности и тайном финансировании неправительственных организаций. Российское телевидение показало, как некие лица - якобы британские агенты - получали электронную информацию с передатчика, спрятанного внутри поддельного камня в одном из московских парков. Однако Россия никого не выслала.

Когда в ноябре прошлого года Александр Литвиненко встретился с Андреем Луговым и другим бывшим сотрудником КГБ Дмитрием Ковтуном, чтобы выпить чаю в отеле Millennium в Мейфэре, политический фон, на котором происходило чаепитие, был уже отравлен.

По мере того как дело Литвиненко развивалось (Великобритания потребовала экстрадиции Лугового, Россия на прошлой неделе ответила отказом), сотрудники британских организаций в Москве почувствовали последствия ухудшения отношений на себе.

Прокремлевская молодежная организация "Наши" развязала кампанию запугивания против посла Великобритании Тони Брентона, а в офисе Британского Совета провели обыск сотрудники налоговой полиции в масках. Британские дипломаты в России ждут наихудшего, поскольку из Кремля постоянно звучат филиппики, обличающие глупость и самонадеянность Британии.

Михаил Горбачев вчера высказался в духе холодной войны, возложив вину за кризис на Запад. В интервью российскому агентству новостей "Интерфакс" экс-лидер СССР заметил, что Великобритания и США в конце концов поймут, что этот метод неверен. Когда Маргарет Тэтчер объявила, что с Горбачевым она может "иметь дело", показалось, что это знаменует прорыв в англо-российских отношениях. Более чем 20 лет спустя растет ощущение, что круг замкнулся: от чего ушли, к тому и пришли.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru