Гибель Натальи Эстемировой шокировала многих, пишет Франческа Сфорца в статье, напечатанной в газете La Stampa.
Скорбное известие сразу же облетело весь мир, несмотря на неустойчивую работу интернета, блокирование мобильной связи в зоне "проведения антитеррористической операции".
Адвокат Лидия Юсупова была хорошо знакома с Натальей, они вместе работали в "Мемориале", но потом Эстемирова сказала, что было бы лучше для дела и безопаснее для самой Лидии переехать в Европу, где она могла бы защищать права чеченцев. Лидия часто приезжала в Чечню из Страсбурга: "Признание за границей имеет фундаментальное значение. Оно помогает взламывать молчание и, как ни парадоксально, защищает тебя. Если ты на виду, тебя лучше оставить в живых, чем убить, хотя с этими людьми никогда не знаешь, что тебя ждет", - говорит Юсупова.
Диссидент с многолетним опытом Андрей Миронов говорит, что не стоит верить в разговоры о нормализации в Чечне, на протяжении последних месяцев в Чечне участились акты насилия, и убийство Эстемировой является тому подтверждением. "Мира как не было, так и нет".
Наталья часто брала с собой в поездки в отдаленные селения своих коллег, женщин. Вместе они разговаривали с родственниками жертв похищений, вместе записывали данные. У женщин было преимущество перед мужчинами: их не так тщательно обыскивали на пропускных пунктах. Это хорошо известно Шахману, координатору представительства "Мемориала" в Назрани, в соседней Ингушетии. Всякий раз, когда ему надо было пересекать границу, он дожидался темноты. Вчера невозможно было дозвониться до Назрани, пишет автор статьи. Но можно себе представить, какой была реакция на гибель Наташи. Не случайно ее тело было обнаружено на территории Ингушетии, как не случайно было и то, что она собиралась идти на встречу с группой французского телевидения, и то, что пули попали в лицо и сердце Натальи. Все это следует понимать так: молчите, закройте глаза, прекратите борьбу.