Шеф-редактор белорусской независимой газеты "Наша нива" Андрей Дынько в статье для International Herald Tribune предостерегает от того, чтобы расценивать выход на волю Андрея Санникова (его отпустили в апреле, после прошения о помиловании) как признак политической оттепели. Наступление в Белоруссии эпохи подлинных перемен, по его мнению, будет неминуемо связано с Россией.
"Лукашенко мало-помалу превратил Белоруссию в нечто наподобие тюремной колонии, - говорится в статье. - Миллионы людей живут, постоянно рискуя оказаться в тюрьме, что создает препятствие для самых прозаических повседневных дел. Вот почему для Лукашенко не было проблемы в том, чтобы выпустить Санникова... Он с легкостью может завтра оказаться там снова".
"В противоположность советской практике эпохи Брежнева политзаключенных в Белоруссии при Лукашенко держат не в специальных лагерях, а в обычных тюрьмах, вместе с уголовниками, но с другими политзаключенными контактировать не дают. В точности так же, как это было при Сталине, власть использует уголовников как инструмент психологического давления", - пишет Дынько.
Он поясняет, что белорусские тюрьмы делятся на "красные", ситуация в которых более-менее контролируется властями, и "черные", где господствуют "тюремные законы" со свойственной им иерархией и кастовой стратификацией. "Чтобы сломить политзаключенных, режим Лукашенко помещает их в черные тюрьмы... И они тотчас же оказываются на грани жизни и смерти, где философия уступает место психологическим инстинктам".
"Представьте себе: вы сидите в одной камере с закоренелыми убийцами, париями, которые могут оказаться "козлами" (так называют осужденных за совершение насильственных преступлений, которые работают на спецслужбы в обмен на смягчение режима). Вы в одиночку сталкиваетесь с одним, тремя, десятью такими людьми. И единственная ваша защита - это призрачная надежда, что Лукашенко не заинтересован в том, чтобы вы сгинули в тюрьме", - продолжает журналист.
"Выпуск на волю политзаключенных сам по себе не является признаком перемен", - пишет Дынько. По его мнению, мерилом перемен скорее мог бы стать процесс реабилитации бывших политзаключенных. Это возможно лишь в двух случаях: если будет получено одобрение Москвы или если Белоруссия выйдет из ее сферы влияния. "Белоруссия является последним рудиментом колониального влияния России на Западе. Страны, входившие в коммунистический блок, смогли добиться свободы лишь после распада Советского Союза. Возможно, единственный путь к "евразийской весне" пролегает через слом системы Владимира Путина", - заключает автор статьи.