Некоторые полагают, что интерес СМИ и общества к Сноудену - признак раболепия американской прессы перед истеблишментом, замечает обозреватель The Christian Science Monitor Дэн Мэрфи. Эту идею развивает Гленн Гринуолд, одним из первых опубликовавший статьи по материалам Сноудена.
"Гринуолд часто именует других репортеров орудиями правительства США и сетует, что освещение судьбы Сноудена - способ увернуться от описания программ слежки АНБ", - говорится в статье. О журналистах, которые критикуют поступок Сноудена, Гринуолд сказал: "Если они полагают, что огласка информации и транспарентность - это плохо, мне кажется странным, что они называют себя журналистами".
Мэрфи, однако, считает, что личность и поступки Сноудена интересны. Так, нетерпимое отношение Сноудена к секретности напоминает о растущей тенденции среди молодого, технологически-искушенного поколения. Поступок Сноудена возымеет широкие последствия для управления "инфраструктурой слежки".
Интересен также "опасный моральный релятивизм" Сноудена, как назвал это обозреватель Питер Бомонт. Тот факт, что Сноуден похвалил Россию, Эквадор и Венесуэлу за отпор нарушениям прав человека, заставляет усомниться в его рассудительности. Между тем, по словам Гринуолда, Сноуден в силах нанести колоссальный вред правительству США.
Стоит ли предоставлять Сноудену политическое убежище? По мнению автора, вопрос сводится к тому, вправе ли США требовать, чтобы сотрудники спецслужб соблюдали подписку о неразглашении секретной информации.
"Но завуалированные угрозы, которые Сноуден произносит через посредников, нервируют", - пишет автор. По мнению Мэрфи, он уже продемонстрировал готовность воспользоваться своими материалами в личных целях: в июне огласил информацию о шпионаже АНБ за Китаем и Гонконгом.
Мэрфи заключает: Сноуден располагает ценной информацией и, вполне возможно, воспользуется ею в ходе торга с иностранными державами. Власти США - хотя бы теоретически - подотчетны воле народа в лице его выборных представителей. А кому подотчетен Сноуден?