Сноуден подал прошение о временном убежище в России, но Москва может тянуть с ответом до трех месяцев. Публичная позиция Путина безупречна, он даже "спас Обаму", считает политолог Шевцова. В любом случае напуганный разоблачитель стал "реквизитом" в играх спецслужб и политиков, пишут СМИ и прогнозируют: пожив в России и Латинской Америке, он поймет, что у американцев несравнимо больше личных свобод, чем у граждан этих стран.
Организовавший утечку информации АНБ Эдвард Сноуден подал прошение о "временном убежище" российским властям во вторник, сообщает The Wall Street Journal. Автор материала цитирует интервью телеканалу "Дождь" Анатолия Кучерены, называя его "связанным с Кремлем адвокатом, который консультирует американского беженца".
"Отвечая на вопросы о причинах, он ответил, что его преследует (...) американское правительство", - сказал Кучерена. "Он беспокоится за свою безопасность, за свою жизнь. Он боится пыток и боится смертной казни".
Во вторник Белый дом, как представляется, оставил открытой возможность отмены президентом Обамой запланированной встречи с президентом Путиным в Москве 3-4 сентября из-за проблемы со Сноуденом, говорится в статье.
"Согласно российским законам, временное политическое убежище отличается от постоянного, которое дается президентским указом и предоставляется довольно редко. Статус получившего временное убежище ближе к статусу беженца. Оно дается российской миграционной службой и обычно сроком на один год с возможностью продления", - поясняет корреспондент.
По словам Сноудена, он хотел бы в конечном итоге отправиться в Латинскую Америку, где Венесуэла, Боливия и Никарагуа предложили ему убежище.
Похоже, для российских властей присутствие Сноудена в России - скорее неудобство, чем шанс для пропагандистских акций, полагает The Independent.
"То ли Россия оскорблена тем, что Сноуден первоначально не хотел просить у нее убежища, то ли мучительно осознает, что возможна обратная ситуация - когда россиянин вздумает огласить сверсекретную информацию в Вашингтоне", - говорится в редакционной статье.
Все это - утешение для Обамы. "Россия наконец-то больше печется о хороших отношениях с США, чем о приобретении политических очков", - пишет издание, но указывает, что вопрос для Москвы остается острым, так как Америку устроит лишь один результат - возврат Сноудена в США.
Москва может тянуть с ответом на запрос Сноудена до трех месяцев. Какую игру ведет Кремль? Присутствие разоблачителя в Москве - для него обуза или удача? Эти и другие вопросы корреспондент Le Monde Петр Смоляр задал Лилии Шевцовой из Московского Центра Карнеги.
По мнению политолога, Обама должен быть счастлив: прибытие Сноудена в Москву - лучший из возможных вариантов развития событий. Шевцова не сомневается, что бывший сотрудник ЦРУ прибыл на русскую землю исключительно с согласия местных спецслужб. "Китайцы скачали с его ноутбуков все, что могли, - уверена Шевцова. - Затем русские закончили работу. Как можно хоть на секунду предположить, что этот хрупкий молодой человек мог им возразить?"
Если вначале американцы еще спорили о том, как относиться к Сноудену, то теперь его однозначно считают предателем. "Обама избежал импичмента потому, что администрация следила не за американцами, а также потому, что Сноуден превратили в предателя, - считает эксперт. - Так что Путин спас Обаму".
"Хитрый Путин знает, что Обама ему должен", - продолжает Шевцова. Он также знает, что его публичная позиция безупречна. Дело Сноудена превратилось в фарс, в котором Путин - это белый рыцарь, упрекающий американцев в том, что они хуже, чем "Штази" и КГБ.
В минувшую пятницу Сноуден был "всего лишь реквизитом" на встрече с правозащитниками и депутатами, утверждает на страницах Forbes юрист Грегори Дж.Уолленс, в прошлом сотрудник федеральной прокуратуры США. "Целью было не очеловечивание Сноудена, а очеловечивание правительства Путина как убежища для правозащитников, которые скрываются от правительств, нарушающих права человека (читай, от правительства США)", - пишет автор.
По мнению Уолленса, в зале витал "призрак подлинного разоблачителя - Сергея Магнитского". В статье также упоминается о суде над Навальным, Ходорковским и участницами Pussy Riot, об убийствах правозащитников и похищении Развозжаева.
"Магнитский был храбрым разоблачителем. Сноуден, в отличие от него, не может утверждать, будто разоблачил коррупцию или правонарушения американских чиновников", - пишет автор, поясняя, что программы слежки были одобрены всеми ветвями власти США. Сноуден счел неверным баланс между интересами безопасности и тайной частной жизни, но вряд ли он сумел бы выработать более удачное соотношение.
Пресс-конференция Сноудена, как называет автор мероприятие в Шереметьево, завуалировала ужасное обращение с российскими гражданами, которые посмели выступить против репрессивного правительства, говорится в статье. Автор прогнозирует: Сноуден проживет остаток жизни в Латинской Америке, где станет орудием пропаганды. Рано или поздно он осознает, что у американцев несравнимо больше личных свобод, чем у граждан этих стран.
"Новыми угрозами и разоблачениями Сноуден роет себе яму", - считает корреспондентка The Los Angeles Times Кэрол Дж.Уилльямс.
Сноуден раскрыл достаточно секретной информации для того, чтобы его обвинили в трех уголовных преступлениях и потребовали экстрадиции. Теперь через своего посредника Гленна Гринуолда он дал понять, что имеет тысячи конфиденциальных документов со "схемами" работы АНБ, ознакомившись с которыми можно избежать наблюдения со стороны американских спецслужб. Признание в том, что он скопировал файлы, которые могут помешать АНБ раскрывать террористические заговоры и предотвращать теракты, повышает ставки для любой страны, согласившейся принять Сноудена, говорится в статье.
"Одно дело, когда человек с доступом к информации о сборе разведданных обращает внимание на существующие злоупотребления, - пишет журналистка, - но совсем другое - когда он угрожает раскрыть методы и стратегии национальных программ безопасности, фактически подсказывая, как остаться вне поля зрения борцов с терроризмом".
Новые угрозы разоблачителя позволят Путину еще потянуть время с ответом на его просьбу о политическом убежище, считает Уилльямс. Российский лидер продолжает настаивать на том, что Сноуден прибыл в Москву без согласия властей и старается продемонстрировать свою безучастность. "Откуда я знаю? - ответил он на вопрос о том, куда отправится Сноуден из Москвы. - Это его жизнь, его судьба".
"Стоит ли интересоваться Сноуденом?" - задается вопросом обозреватель The Christian Science Monitor Дэн Мэрфи.
Гленн Гринуолд, одним из первых опубликовавший статьи по материалам Сноудена, часто именует других репортеров орудиями правительства США и сетует, что освещение судьбы Сноудена - способ увернуться от описания программ слежки АНБ, говорится в статье. О журналистах, которые критикуют поступок Сноудена, Гринуолд сказал: "Если они полагают, что огласка информации и транспарентность - это плохо, мне кажется странным, что они называют себя журналистами".
Мэрфи, однако, считает, что личность и поступки Сноудена интересны. Так, нетерпимое отношение Сноудена к секретности напоминает о растущей тенденции среди молодого, технологически-искушенного поколения. Поступок Сноудена возымеет широкие последствия для управления "инфраструктурой слежки". Интересен также "опасный моральный релятивизм" Сноудена, как назвал это обозреватель Питер Бомонт. Тот факт, что Сноуден похвалил Россию, Эквадор и Венесуэлу за отпор нарушениям прав человека, заставляет усомниться в его рассудительности. Между тем, по словам Гринуолда, Сноуден в силах нанести колоссальный вред правительству США.
Стоит ли предоставлять Сноудену политическое убежище? По мнению автора, вопрос сводится к тому, вправе ли США требовать, чтобы сотрудники спецслужб соблюдали подписку о неразглашении секретной информации.
Сноуден располагает ценной информацией и, вполне возможно, воспользуется ею в ходе торга с иностранными державами. Власти США - хотя бы теоретически - подотчетны воле народа в лице его выборных представителей. А кому подотчетен Сноуден? - заключает автор.
Также по теме:
Бегство в страну беглецов (Süddeutsche Zeitung)
Эдвард Сноуден станет политической игрушкой Путина (Die Welt)