9 июля 2014 года исполнилось десять лет со дня убийства главного редактора российской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. "Господин президент, я целую неделю ждал вашего выступления, но его так и не последовало", - обращается к Владимиру Путину друг убитого журналиста, координатор "Проекта "Хлебников" Ричард Беар в своем открытом письме, опубликованном на сайте Forbes.
"Возможно, вы думаете, что все просто рассосется и забудется. (Это было бы заблуждением). Возможно, ваше молчание даже к лучшему: вскоре после оставшегося нераскрытым убийства в 2006 году Анны Политковской - второго по счета американского журналиста (у нее было двойное гражданство), убитого после вашего прихода к власти, - вы назвали ее "крайне незначительной для политической жизни в стране". В этом вы тоже ошиблись", - говорится в письме.
"Ваш контроль над распутыванием этой десятилетней загадки стал символом отравляющей Россию безнравственности и наступления тирании, которой отмечено ваше 14-летнее правление. С тех пор, как в 2000 году вы пришли к власти, в России было совершено 23 заказных убийства журналистов, и только по трем делам частично свершилось правосудие (были осуждены непосредственные исполнители и мелкие пособники). Согласно Комитету защиты журналистов, ни в одном деле заказчик не предстал перед судом и не понес наказания. Говоря откровенно, в настоящем государстве такое невозможно", - пишет автор послания.
"Господин президент, однажды вы обещали утвердить в России "диктатуру закона". Вместо этого вы приносите в Россию закон диктатуры", - полагает журналист.
Он напоминает обстоятельства смерти Пола Хлебникова. 9 июля 2004 года в 22:00 журналист вышел из редакции Forbes в Москве. Из поджидавшего на улице автомобиля ВАЗ-2115 было произведено 9 выстрелов. Хлебников выжил после ранений, но скончался в застрявшем в больнице лифте по пути в реанимацию.
В 2005 году, за несколько недель до первой годовщины смерти Хлебникова, генпрокурор России назвал заказчиком Хож-Ахмеда Нухаева - главного героя книги Хлебникова "Разговор с варваром". По информации Беара, в частной беседе с президентом Бушем-младшим Путин выразил уверенность в данной версии. Тем временем в России были задержаны двое чеченцев, подозреваемых в совершении убийства.
Яраги Абдуллаев, в прошлом замминистра иностранных дел Чеченской республики Ичкерия, рассказал автору послания, что у Нухаева "не было причин" убивать Хлебникова: "Нухаев точно был доволен тем, что написал Хлебников. Он с радостью представлялся варваром и гангстером. Ему нравилось, когда люди так о нем говорили".
"Господин Путин, логично оставлять Нухаева в качестве потенциального заказчика. Однако более вероятный кандидат на эту роль - покойный российский олигарх Борис Березовский, герой более ранней книги Пола "Крестный отец Кремля", подавший против журналиста и Forbes иск о клевете", - пишет Беар.
По его данным, "незадолго до своей смерти Пол, судя по всему, собирал материалы для будущих статей и книги, которые показали бы финансовые связи Нухаева и других чеченских полевых командиров с Березовским".
"Есть два варианта [того, кто заказал убийство], - цитирует Абдуллаева журналист. - Борис или Нухаев. Если выбирать из них, то точно Борис. Как вы понимаете, доказательств у меня нет. Но я чую, что это он".
Недостатка в возможных заказчиках убийства не наблюдается, констатирует автор: "Среди них бывший чеченский боевик, который, в отличие от Нухаева, очень даже жив. Это внушающий страх, жестокий Рамзан Кадыров, ваш правитель Чечни - человек, который так верен вам, что часто предлагает сделать вас пожизненным президентом России (каковым вы де-факто, кажется, и являетесь). Он категорически отрицает причастность к убийству Хлебникова или Политковской, и, возможно, он прав. Но при жизни Анна без устали критиковала его, обвиняя в коррупции, пытках и похищениях, атакуя вдобавок и вас, за вашу чеченскую политику. И если Хлебников действительно шел в Чечню дорогой денежных потоков, могли ли какие-то тропы привести на самую вершину?"
Убийства Политковской и Хлебникова взаимосвязаны, продолжает Беар: "В сентябре прошлого года бывший сотрудник московского УВД Дмитрий Павлюченков на закрытом заседании суда показал, что двое чеченцев (оба приговоренные месяц назад к пожизненным срокам за убийство Анны и его организацию) также были причастны к убийству Пола". Эти чеченцы - Рустам Махмудов и его дядя Лом-Али Гайтукаев.
Бывший полицейский, сдавший своих подельников, заявил, что сам он следил за обоими журналистами и предоставил пистолет, из которого застрелили Политковскую. Кто будет целью покушения, он, по его словам, не знал.
Павлюченков пошел на сделку со следствием и в двухдневном закрытом суде получил всего 11 лет, как соучастник. "Господин президент, зачем все эти закрытые процессы и слушания? - недоумевает Беар. - У России есть что скрывать? Вам следует знать, что если слушания по делам об убийствах не открыты для прессы и публики, общество никогда не признает их результаты, поскольку они смахивают на поощряемое властями укрывательство".
Далее Беар сообщает о своем телефонном разговоре в июне 2013 года со следователем СКР Петросом Гарибяном при посредничестве адвоката Павлюченкова Карена Нерсисяна.
"У меня есть показания человека, с которым разговаривал Березовский, о том, что тот заказал Хлебникова, - заявил Гарибян. - У меня куча материалов. Мне требуется кое-какая помощь, чтобы собрать все это воедино и использовать против того, кто заказал и спланировал это убийство".
Гарибян обещал вскоре прислать Беару официальные запросы на получение документов, хранящихся у семьи Хлебникова. Никакие бумаги от него так и не пришли. Беар подозревает, что разговор прослушивался. В результате он решил не ехать в Россию.
"Я болею за Гарибяна. "Я не успокоюсь, пока не докопаюсь до сути в этом деле", - сказал он мне. Я ему верю. Но я просто не могу поверить в то, что он пользуется той же свободой, что и федеральный следователь в Америке: пройти до конца по всем дорожкам, куда ведут следы", - сожалеет он.
Беар также приводит выдержки из своих бесед в Женеве с Николаем Упоровым, экс-сотрудником полиции (отдела по борьбе с оргпреступностью). Упоров предоставлял Хлебникову информацию для книги о Березовском. Ему было предоставлено политическое убежище в Швейцарии, и сейчас он работает криминальным аналитиком в полиции Швейцарии. Он также помогал ФБР в расследованиях в отношении российских преступников. "У Березовского были все основания убить Пола из-за его третьей книги, - полагает следователь. - У чеченцев было меньше причин. Киллеры были чеченцами, думаю, дальше этого чеченский след не идет. Я несколько раз задерживал Нухаева. Он идиот, бандит. Я думаю, приказ поступил от Березовского. Если заказчики чеченцы, то, когда убивают, докладывают: "Миссия выполнена". Они об этом трубят".
"До 1998 года Березовский распоряжался средствами на восстановление Чечни. Он пилил эти деньги вместе с приятелями из Чечни, у него был свой человек, выступавший связным с чеченской мафией. В то время [в Чечне] похищали заложников, выкупы были огромные, и Березовский был посредником для выкупа этих людей на бюджетные деньги. Потом он и чеченцы их делили. Я не знаю подробностей этих фондов. Всякого, кто бы мне это рассказал, убили бы", - цитирует Упорова Беар.
"За Березовским стоит Сергей Михайлов (бывший лидер Солнцевской ОПГ. - Прим. ред.) и ФСБ. В 2000-2001 году Михайлов и Березовский летали на частном самолете в Колумбию договариваться с тамошними наркобаронами", - также поведал журналисту его собеседник.
"Нет ни малейших сомнений в том, от кого поступил приказ, - утверждает адвокат Павлюченкова Карен Нерсисян. - Ни малейших. Один из тех, кто отдавал приказы моему клиенту [Павлюченкову], в частной беседе с ним признался, что он поступил со стороны Березовского. Не лично от него, но..."
"Вся группа убитых - Хлебников, Политковская, Сергунин (бывший вице-премьер Чечни, убитый в Москве за две недели до Хлебникова. - Прим. ред.) - была связана с Березовским по Чечне. Хлебников копал по банкам и компаниям, а не по людям. Так он и смог проникнуть гораздо глубже... А организаторы, киллеры - все чеченцы. По одной простой причине: ни один пойманный чеченец никогда не сдаст "коллег", - продолжает Нерсисян.
Почему же дело Хлебникова то открывают, то закрывают? - пытается понять Беар.
"Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать характер и динамику отношений Березовского и Путина. Найдите динамику, и вы получите ответ. Это все просто мои мысли и рассуждения. Есть разные версии, каждая версия - отдельная история, которую необходимо изучать. Правдивая только одна. Но к правде ведут разные пути. Нужно найти правильную дорогу, правильный путь. Он может быть прямым, как шоссе, а может быть, как дорога из Вашингтона в Нью-Йорк через Париж или Пекин".
В 2006 году Беар неделю преподавал журналистику в одном из университетов Ростова-на-Дону: "Одним из первых же моих вопросов студентам была просьба назвать главную проблему Ростова. "Коррупция", - почти в один голос выпалили они, как политическая, так и экономическая".
"Как вы с этим боретесь?" - спросил журналист. Студенты объяснили ему, что местные СМИ не печатают даже очерков об отдельных компаниях, не говоря уже о журналистских расследованиях. "Смоделируйте эту ситуацию 100 раз по всей России, и вы получите общую картину", - подводит неутешительный итог Беар.