Инвестор, сооснователь Prosperity Capital Management Маттиас Вестман в статье для Focus отстаивает мнение, что санкции Запада против России - это неправильная и несвоевременная стратегия.
Сперва автор предлагает задуматься над вопросом: "При каких условиях санкции могут быть сняты? Допустим, лишь в том случае, если Россия вернет Крым Украине. Но тогда штрафные меры окажутся перманентными. В конце концов, 90% населения Крыма поддерживает воссоединение с Россией. Люди в Крыму не приняли бы возвращения к прежним условиям еще и в связи с ситуацией на Востоке Украины. Вдобавок к этому, для России очень важна военно-морская база в Севастополе (как со стратегической, так и с ностальгической точек зрения)".
Тезис, что санкции "служат защитой от вторжения России в другие страны", Вестман также отметает: с точки зрения России, "государственным переворотом" на Украине были нарушены российские интересы в области безопасности, а также ущемлено русскоязычное население Украины. "В этом смысле действия России были оборонительными, а не наступательными, - говорится в статье. - Если бы Россия хотела взять Киев, она бы с легкостью могла это сделать. Однако никаких доказательств, что у нее когда-либо были такие планы, нет. И уж точно не санкции удержали ее от такого поступка".
Неубедителен, по мнению Вестмана, и аргумент, что санкции служат для принуждения России к соблюдению договора о прекращении огня: "Проблема в том, что Россия хочет исполнения соглашения "Минск-2", однако мало что может сделать. Основные препятствия к его реализации следует искать в Киеве. Соглашение предусматривает принятие законов, обеспечивающих восточным областям Украины широкую автономию, но президент Порошенко неоднократно заявлял, что Украина останется унитарным государством и что никакой существенной федерализации не предполагается. Тем самым второе Минское соглашение сводится на нет".
"Наименее адекватным" доводом в пользу санкций автор статьи называет мнение, что "санкции нужно усилить, чтобы "разложить" российскую экономику. Это якобы создаст условия для того, чтобы олигархи и прочие россияне восстали против президента Путина и осуществили смену режима. Такие фантазии распространены в основном среди американских неоконсерваторов".
Осуждает инвестор и "демонизацию" Владимира Путина вплоть до сравнений его с Гитлером (Вестман считает это оскорблением и для России, и для жертв Гитлера). А обвинения в "аморальности", брошенные западными политиками и СМИ в адрес российского народа после того, как рейтинги Путина, несмотря на критику, достигли рекордного уровня, он называет "откровенно расистскими".
"Потенциальные издержки такой политики для США умеренны, а вот Европе она несет существенные риски... Солидарность Европы с Польшей и странами Балтии, которые боятся России, понятна. Но принуждать к соблюдению санкций те страны, которые вообще-то хотели бы их ослабить, - это тоже не пройдет даром, - говорится в статье. - Когда-то всем странам-участницам ЕС говорили, что такого рода решения требуют консенсуса, а сейчас им объясняют, что некоторые "равны более, чем другие". Рано или поздно это, несомненно, приведет к проблемам".
Наконец, "санкции оказались неэффективными", продолжает отстаивать свою позицию Вестман. По его словам, российская экономика после незначительного ослабления вновь стабилизировалась, в первую очередь благодаря импортозамещению, а европейское сельское хозяйство, напротив, страдает из-за ответных санкций. Кроме того, в российском обществе санкции, "как и следовало ожидать, вызвали чувство патриотической сплоченности. Это укрепило позиции не только Путина, но и сторонников более жесткого курса, которые не желают идти навстречу Западу". Что касается сторонников либерализации и модернизации в российском правительстве, то они, по словам автора, оказались "дискредитированы". Олигархи же "точно не станут противиться Путину".
Итак, речь идет об "исторических масштабов голе в собственные ворота", подытоживает Вестман. В результате "возникла серьезная угроза послевоенному миропорядку, и исходит она не от России", считает он, а от Китая. "Повредившись в рассудке", Запад "подтолкнул русского медведя в объятия китайского дракона".