"Ни одна другая трагедия не порождала в течение последних лет такого большого эмоционального взрыва и не использовалась политиками в качестве инструмента в таком масштабе, как крушение малайзийского "Боинга" в небе над Донбассом", - пишут Ник Афанасьев, Эльке Виндиш и Нина Еглински на страницах немецкой газеты Tagesspiegel. Чего только не делалось для установления виновника катастрофы, замечают авторы. "Данные с радаров, спутниковые фотографии, свидетели, анализы экспертов, записи телефонных разговоров и бесконечные улики - все это использовалось в пропагандистской битве с целью доказать, что в убийстве 298 человек виновны либо пророссийские сепаратисты, либо украинская армия".
Сразу после катастрофы премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что голландское правительство сделает все возможное для того, чтобы привлечь виновных к ответственности. "Мы перевернем каждый камень", - подчеркивал тогда политик. "Тем не менее, долгое время доступ к тем самым камням, которые оно планировало переворачивать, был закрыт, поскольку место падения находилось как на раз на линии фронта", - комментируют журналисты.
Чуть позже "по миру разлетелись кадры, на которых ополченец как будто бы непочтительно обращался с вещами погибших и тем самым глумился на ними. Но позднее оказалось, что эти кадры были вырезаны из контекста, а тот изувер в униформе, как было видно на оригинале, крестился перед погибшими". Но было уже поздно: всемирная волна гнева против ополченцев была запущена, подчеркивает Tagesspiegel.
Для Киева вопрос виновности был ясен сразу же после крушения: не прошло и двух часов, как советник МВД Украины Антон Геращенко представил в поразительно детальном отчете хронологию событий вместе с точным числом погибших. "Террористы сбили гражданский лайнер из зенитно-ракетного комплекса "Бук", любезно предоставленного им Путиным", - именно таков был смысл его выступления, напоминают журналисты.
Москва, со своей стороны, попыталась с помощью спутниковых фотографий и украинского пилота-перебежчика свалить вину на украинцев, но представленные доказательства оказались подделкой. "Но после того, как украинская сторона предоставила заведомо сфабрикованные данные с радаров, вопрос, кто виновен в катастрофе MH17, окончательно превратился, как и сам украинской конфликт, в противостояние убеждений на могиле, в которой закопана правда", - заключают авторы.