Американские нейробиологи выяснили, что достаточно внести небольшие изменения в мозг самцов, в частности самцов мышей-полевок, которые известны своим промискуитетом, чтобы заставить их остепениться и прекратить спариваться со всеми без разбору.
Ларри Янг, профессор Университета Эмори в штате Джорджия говорит: "Наши исследования, проведенные на относительно простой биологической модели, предоставляют доказательство, что изменение активности одного гена глубоко меняет основы социального поведения животных в пределах одного вида".
Ученые под руководством профессора Янга и г-жи Миранды Лим из Центра поведенческой нейрологии в Атланте основывались на результатах предыдущих исследований, согласно которым мозг самцов полевок, обитающих в прериях, которые, кстати, являются моногамными, более восприимчив к приятным ощущениям, чем мозг самцов луговых полевок.
В статье, опубликованной три года назад, профессор Янг отмечал, что у полевок, обитающих в прериях, в той части мозга, которая, как полагают ученые, усиливает приятные ощущения, имеется много рецепторов гормона под названием вазопрессин. При этом данный отдел - вентральный паллидум - в мозге полевок и человека расположен на одном и том же участке.
У луговых полевок такого количество рецепторов вазопрессина не наблюдается.
Используя эти данные, г-н Янг и его коллеги решили проверить, связан ли промискуитет у самцов луговых полевок, которые часто спариваются с разными самками, с малым количеством рецепторов вазопрессина, в отличие от самцов полевок из прерий, которые всю жизнь живут с одной самкой.
Для этого они перенесли ген, отвечающий за рецепторы вазопрессина, от полевок, обитающих в прериях, к луговым полевкам, что привело к увеличению количества рецепторов до примерно одинакового уровня.
Результаты оказались впечатляющими. После операции самцы луговых полевок перестали спариваться со всеми самками подряд и вместо этого стали проявлять сильную привязанность к одной самке.
Ученые спешат заметить, что эти результаты вряд ли в скором времени приведут к созданию чудо-средства, которое заставит мужчин быть верными, но надеются, что они помогут лучше понять нейробиологические основы любви.