Дело Ходорковского - истинное испытание соблюдения норм права в современной России
Он, возможно, скоро уже не будет самым богатым в России человеком. Вчера Михаил Ходорковский, 40-летний бывший глава нефтяной компании ЮКОС и один из десятка или около того посткоммунистических миллиардеров, которых называют "олигархами", предстал перед судом по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов.
Это дело развивается на фоне международной обеспокоенности в двух отношениях.
Во-первых, российские правозащитники, и не они одни, уверены, что истинное преступление Ходорковского в глазах российского правительства заключалось в том, что он превратился в политического соперника президента Владимира Путина, финансируя оппозиционные партии в преддверии выборов. Его травля, естественно, приносит Путину скаутские очки в глазах многих раздраженных российских бедняков.
Во-вторых, это опасение, что негласной целью российского правительства может быть разрушение ЮКОСа и захват его части, что, возможно, положит начало изъятию имущества, распроданного после краха коммунизма в 1991 году.
Ничто в преддверии суда не обещает, что он будет быстрым или беспристрастным. Дело Ходорковского находится в подвешенном состоянии с момента его ареста в прошлом октябре, осуществленного силами секретной полиции в частном самолете олигарха. Его коллега и еще один крупный акционер Платон Лебедев находится за решеткой с июля 2003 года - 11 месяцев.
Россия заморозила счета ЮКОСа, затем предъявила налоговое требование в сумме 3,5 млрд долларов за один только 2000 год, аннулировав итоги предыдущей налоговой проверки, согласно которой ЮКОС уплатил все налоги за тот год. В результате акции ЮКОСа стремительно упали в цене. Компании грозит банкротство. Вчерашнее начало суда не принесло чувства облегчения. Через считанные минуты после начала слушания были перенесены из-за неожиданной болезни адвоката Генриха Падвы, который попросил "отпуск" до следующего понедельника.
Где-то в гуще обвинений и контробвинений, по всей видимости, таится все же истинный вопрос, на который должен ответить Ходорковский. Пристальный взгляд на его богатое событиями прошлое, скорее всего, выявит нарушения. Предприниматель преодолел то, что в России по-прежнему остается помехой - еврейское происхождение - и в последние дни коммунизма стал лидером комсомола. В те смутные времена, между двумя экономическими системами, он использовал любые прорехи в советском законе, чтобы собрать копеечку к копеечке все, что можно.
Его первые миллионы стали результатом экспериментов с банками, интернет-кафе и кооперативами. В 1995 году его предпринимательские таланты были щедро вознаграждены: правительство Бориса Ельцина поставило его в ряд бизнесменов, финансировавших переизбрание президента. В обмен бизнесменам были проданы российские ресурсы по бросовым ценам. Ходорковский купил ЮКОС, настоящая цена которого исчисляется миллиардами, за несколько миллионов долларов.
Но ни один этот факт не является чем-то уникальным. Все, кто нажил миллионы в России в 1990-х, обходили действовавшие тогда правила (при помощи и поддержке ельцинского правительства). Преследовать только одного подозреваемого, выборочно, это нарушение прав человека. Даже у миллиардера есть право заявлять о гонениях против него.
Более того, после прихода к власти в 2000 году президент Путин обещал, что приватизированные ресурсы не подлежат перераспределению, лишь бы олигархи играли по правилам. Ходорковский быстро трансформировал ЮКОС в самую прозрачную российскую компанию, и это вовсе не преувеличение.
Нарушение этого пакта с капиталом и расшатывание доверия, которое он породил, отпугнет инвестиции в богатую ресурсами Россию, которая в путинские годы пошла на подъем благодаря высоким ценам на нефть. Судьи и политики должны обдумать эти нюансы до возобновления слушаний. Дело Ходорковского со всеми его тонкостями и противоречиями является истинным испытанием современной России.