Как пишет на страницах The Christian Science Monitor Фред Вейр, неожиданное появление Махмуда Ахмадинежада на саммите ШОС в Екатеринбурге раскололо экспертов в их мнениях. Одни удивлялись тому, что он, несмотря на массовые беспорядки в Иране, решил выступить на форуме, где его страна имеет лишь место наблюдателя. Другие отметили, что лучшего места для своих антиимпериалистических выступлений ему было не найти.
Шанхайская организация сотрудничество основана в 2001 году и включает, кроме России и Китая, четыре республики Центральной Азии, напоминает издание. Индия, Пакистан, Иран и Монголия участвуют во встречах на правах наблюдателей.
"ШОС превращается в некую организацию для стран, чувствующих себя исключенными из глобальной системы, жертвами однополярного мироустройства, где доминируют США, - говорит Александр Дугин, глава влиятельного Евразийского движения. - Сейчас этот однополярный мир претерпевает потрясения самых своих основ из-за экономического кризиса и упадка империализма. Пора определять новый проект многополярного мира".
В ходе встречи за закрытыми дверями российский президент Дмитрий Медведев и Ахмадинежад, как сообщается, обсудили ситуацию с выборами в Иране. Позже заместитель министра иностранных дел России Сергей Рыбаков заявил журналистам, что эти выборы и их результат являются "внутренним делом" Ирана.
Помимо этого, на саммите ШОС и в ходе последовавшей за ним встречи лидеров стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) президент Медведев выступал за введение "наднациональной валюты", которая бы заменила доллар в мировых экономических отношениях, а также призвал расширить использование национальных валют в торговле между странами ШОС.
Тем не менее большинство экспертов склоняются к мнению, что ШОС в ближайшей перспективе не станет "НАТО Востока": сейчас это лишь форум для сдерживания соперничества России и Китая, в то время как оба эти государства хотят играть роль лидера в регионе.