Россия готовится к неоднозначному референдуму, который в следующее воскресенье должен быть проведен в Чечне, несмотря на продолжающиеся столкновения с повстанцами и поступающие сообщения об угрозах в адрес избирателей.
Ожидается, что тысячи беженцев в соседней Ингушетии будут бойкотировать этот референдум, в ходе которого избиратели должны высказать мнение по проекту конституции, предусматривающему пребывание Чечни в составе РФ.
Москва, которая до сих пор не оправилась после теракта в театральном центре (в результате него погибли 118 заложников и чеченцы, которые их захватили), надеется на то, что референдум будет способствовать нормализации ситуации в мятежной республике.
Тем не менее на прошлой неделе многие беженцы скептически отнеслись к возможным результатам предстоящей акции. "Одобрить этот проект конституции - значит подписать себе смертный приговор", - подчеркнул бывший учитель Муса Ибрагимов, которые в 1999-м покинул Чечню после начала второй чеченской войны, поселившись в лагере беженцев "Спутник".
"До сих пор они убивали и насиловали наших людей незаконно. Теперь они хотят делать это на законных основаниях".
Число избирателей, имеющих право участвовать в референдуме 23 марта, составляет 540 тыс. человек, включая 60 тыс. беженцев. Треть их живет в палаточных лагерях. В лагерях, расположенных всего в нескольких милях от чеченской границы, хорошо слышны звуки артиллерийской канонады.
Хотя все, кому исполнилось 18 лет, могут быть доставлены на избирательные участки на автобусах, многие говорят, что не хотят иметь ничего общего с референдумом, подозревая, что военные сфальсифицируют его результаты.
"Я не собираюсь идти на голосование, - говорит 26-летний Арби Хачукаев, живущий вместе с родителями, тремя братьями и сестрой в одной палатке, обогреваемой газовой плитой. - Это бессмысленно. Результат известен заранее".
53-летняя Зайнап Дашаева была среди тех немногих беженцев, которые заявили о своем намерении проголосовать за проект конституции. Держа в руках потрепанную копию проекта конституции, она пожала плечами и сказала: "Кто знает? Быть может, что-то изменится. Все мы на это надеемся".
Проект конституции предусматривает образование Чеченской республики со своей законодательной, исполнительной и судебной властью, однако подчиняющейся федеральным законам.
По мнению западных дипломатов, конституция будет принята, поскольку люди, живущие в Чечне, побоятся проголосовать против.
Как заявил корреспонденту Telegraph Хамзат Абубакаров, заместитель коменданта лагеря беженцев Белла (он находится неподалеку от станицы Слепцовской), его пожилую мать, которая живет в Чечне, заставили заполнить форму, в которой выражено ее намерение участвовать в голосовании.
"Они сказали ей, что она не получит пенсии и гуманитарной помощи, если ее не заполнит", - сообщил он.
На прошлой неделе помощники Путина опровергли утверждения об использовании мер принуждения, пообещав наказать тех, кто прибегает к подобным методам. Со своей стороны, самая авторитетная российская правозащитная организация "Мемориал" заявила, что референдум нельзя проводить, пока не прекращено насилие с обеих сторон.
По словам представителей "Мемориала", в преддверии 23 марта участились похищения и избиения мирных граждан российскими солдатами. Организация располагает данными о 42 случаях похищений во время зачисток в январе-феврале этого года. "Мы видим усиление террора накануне референдума", - отметил один из представителей "Мемориала" Олег Орлов.
Официальные лица в Чечне считают пропавшими без вести 1660 человек, включая военнослужащих. По оценкам "Мемориала", количество "исчезнувших" мирных граждан может составлять 2800 человек.
"Честное голосование невозможно, пока федеральные войска продолжают действовать в Чечне совершенно безнаказанно", - считает наблюдатель "Мемориала" в Чечне Хипхан Базаева. Она назвала решение о том, чтобы разрешить принять участие в референдуме 36 тысячам российских военнослужащих, дислоцированных в Чечне, "абсурдным".
Давление на Кремль стало возрастать после того, как в прошлом месяце ушел со своего поста докладчик ПАСЕ по Чечне лорд Джадд, выразив тем самым несогласие с решением Путина о проведении референдума.
Кремль рассматривает конституцию как документ, устанавливающий законные рамки для республики, и как первый шаг на пути проведения парламентских и президентских выборов. Однако, по мнению критиков, референдум не заменит собой переговоров с повстанцами, на которые Путин идти не хочет.