По мере расширения ЕС отношения с Россией становятся все более напряженными
Финансовые споры редко становятся поводом для передовиц. В феврале Россия приостановила поставку газа на территорию Белоруссии, обвинив белорусские власти в незаконном отводе газа. В результате Польша, получающая его из России через трубопровод, проходящий по Белоруссии, осталась почти на целый день без газа. Ничего катастрофического не произошло, местные запасы в Польше помогли легко покрыть эту временную недостачу.
Однако этот инцидент послужил причиной жарких споров по поводу того, разумно ли, что 80% газа Польша получает из России. В Польше и других европейских странах такое непринужденное обращение России с жизненно важными поставками вызвало в памяти не столь далекие времена, когда Москва использовала тактику "сильной руки".
Эти споры символичны в свете предстоящего "континентального сдвига". 1 мая граница между Россией и ЕС станет одним из ключевых экономических и политических водоразделов. Поэтому уже сейчас в этом регионе нарастает напряжение. В этот день 10 новых государств формально вступят в политический клуб Европы, среди них - восемь стран Варшавского договора, например Польша. Это расширение ЕС сдвинет границы Европы на несколько сот километров к востоку, и между Россией и Европой появится обширная пограничная зона.
Тревожные сигналы
Эта граница может стать несколько более беспокойной территорией, чем ожидали обе стороны. Еще 10 месяцев назад, когда Путин встречался в Санкт-Петербурге с председателем Еврокомиссии Романо Проди и они расширили партнерский договор, включив в него самые разные вопросы - от энергетики до борьбы с терроризмом, отношения между Европой и Россией казались безоблачными.
С тех пор произошло много событий - от ареста 25 октября Михаила Ходорковского до серии политических стычек по поводу вступления в ВТО и Киотского протокола, - явившихся тревожными сигналами для Брюсселя. 9 февраля Еврокомиссия выступила с прямой критикой различных аспектов российской политики, в частности неспособности России разрешить конфликт в Чечне, а также ее давления на бывшие советские республики. Кроме того, были высказаны сомнения относительно приверженности Путина демократическим ценностям.
У Москвы тоже накапливалось раздражение. В январе министр иностранных дел выдвинул 14 требований к ЕС, среди которых было требование повысить квоты России по импорту стали, а также предоставить безвизовый проезд россиянам по территории новых членов ЕС. Россия также недовольна растущим влиянием Евросоюза в бывших республиках СССР, таких как Молдавия и Грузия, откуда по требованию ЕС Россия должна убрать свои военные базы.
Что касается Европы, то наибольшее беспокойство испытывают страны, некогда находившиеся под контролем Советского Союза, которые скоро вступят в ЕС. Во многих из них озабочены растущим влиянием успешных российских нефтегазовых компаний, это в первую очередь "Газпром", "Лукойл" и ЮКОС.
В Варшаве, Праге и Будапеште обратили внимание на прошлогоднее высказывание Анатолия Чубайса, бывшего вице-премьера и нынешнего исполнительного директора РАО ЕЭС, о том, что российские энергетические компании будут способствовать созданию "либеральной империи".
Януш Онишкевич, бывший министр национальной обороны Польши, представитель Центра международных отношений в Варшаве, говорит: "Мы обеспокоены тем, что Россия поддерживает свои нефтегазовые концерны не как коммерческие предприятия, а как инструменты внешней политики".
Несмотря на растущие взаимные подозрения, в последнее время наблюдаются и некоторые позитивные сдвиги в отношениях между Россией и ЕС. Например, стороны объединили усилия для разработки новой системы трубопроводов. Приостановленные переговоры по поводу безвизового режима проезда по территории ЕС для россиян вот-вот возобновятся.
Растут ожидания, что во время второго срока президентства Путина произойдут и другие прорывы - например, Россия наконец уступит нажиму со стороны ЕС и откажется от выгодных пактов о двусторонней торговле с некоторыми восточными государствами.
Самое главное неизвестное - это сам Путин, то есть в каком направлении он поведет Россию. Если он проявит умеренность во внешней политике России по отношению к соседним регионам, выгоды от экономического и политического сотрудничества с расширившимся ЕС могут быть громадными. Но если Россия будет вмешиваться в политику стран ближнего зарубежья, преимущества будут невелики.
Улучшение отношений с Европой окажется невозможным, "если ценой за него будет молчание Европы по поводу неприемлемого для нас нарушения прав человека в Чечне и отсутствия демократии", говорит Джон Палмер, представитель Центра европейской политики в Брюсселе. Понимает ли это Москва?