Президента-реформатора Саакашвили подталкивают помериться силами с пророссийски настроенными провинциальными князями. Место действия: Аджария на турецкой границе
Грузинское правительство президента Михаила Саакашвили держит курс на конфронтацию с автономной республикой Аджария и ее правителем Асланом Абашидзе. По истечении срока ультиматума в ночь с понедельника на вторник правительство Грузии закрыло воздушное пространство над маленькой причерноморской территорией на границе с Турцией и заблокировало военными кораблями вход в порт аджарской столицы Батуми. Одновременно были заморожены счета Аджарии в грузинских банках.
В воскресенье силы безопасности Аджарии остановили Саакашвили, когда тот направлялся в Батуми на встречу со сторонниками своей партии. 28 марта в Грузии состоятся парламентские выборы, которые должны завершить процесс смены власти, начавшийся в ноябре. Однако правитель Аджарии Абашидзе не готов терпеть в своей вотчине никакой другой политической организации, кроме своей местной партии "Возрождение". Поэтому за последние недели в Аджарии члены партии Саакашвили подвергались неоднократным нападениям и избиениям.
Абашидзе утверждает, что грузинский президент приехал в сопровождении спецназа, чтобы дестабилизировать положение в автономной республике. В воскресенье Саакашвили пришлось удалиться несолоно хлебавши. По его собственным словам, он хотел предотвратить кровопролитие, а войска Абашидзе выдвинулись к границе.
Аджария наряду с Абхазией и Южной Осетией является одной из автономных республик Грузии, которые после распада Советского Союза оказались неподконтрольными независимой Грузии под руководством Эдуарда Шеварднадзе и чьи правители опирались на поддержку России с целью дестабилизации центральной власти в Грузии.
Теперь Тбилиси обвиняет аджарского князька в том, что он утаивает от государственного бюджета налоговые поступления на огромные суммы. Сарпи - это единственный пограничный переход между Грузией и Турцией (находящийся на территории Аджарии), доходы от которого идут в центр. Кроме того, ходят слухи, что клан Абашидзе причастен к контрабанде наркотиков из Турции.
Перед президентскими выборами, прошедшими в январе, Саакашвили пообещал сплотить распадающееся грузинское государство. Его поездка в Батуми была таким образом неслучайной, конфронтация была запрограммирована. Чем решительнее действует 36-летний президент, тем больше голосов сможет получить его партия на парламентских выборах.
Для грузинского президента выступление против Аджарии - это меньший риск, чем конфронтация с сепаратистскими республиками Абхазией или Южной Осетией. Там интересы Москвы обеспечивают российские войска. В Аджарии тоже еще стоит 108-я моторизированная бригада российской армии. Москва вопреки международным соглашениям отказывается вывести свои соединения из Грузии. На этом и играет аджарский правитель.
Российское министерство иностранных дел тоже предостерегает Тбилиси: если Саакашвили применит силу, ответственность за это будет нести исключительно Грузия. Ответственность за что? Вопрос остается открытым. Возможно, за интервенцию Москвы на стороне Аджарии? Очевидно, что Кремль хочет запугать Саакашвили.