В воскресенье около полудня Сергею Юрченко, лидеру пророссийского казачьего ополчения в крымском регионе, позвонил на мобильный телефон офицер Службы безопасности Украины, пишет корреспондент Time Саймон Шустер.
"С начала 2000-х годов, когда он впервые начал готовить пророссийские вооруженные формирования в Крыму, украинские агенты часто подвергали его допросам о его политических взглядах и проводили рейды милиции на его тренировочные лагеря в Крыму с целью поиска оружия и боеприпасов. Теперь те же самые агенты фактически работают на него", - говорится в статье.
Агент попросил его приехать на местный избирательный участок, где жители голосовали в ходе референдума, разрешающего России аннексировать Крым, рассказывает журналист. Человек, который когда-то расследовал дело Юрченко, теперь просил его присутствовать, чтобы помочь скоординировать действия местных казаков, отвечавших за поддержание порядка во время голосования.
Шустер упоминает результаты голосования - 83% населения проголосовали, из них 95% - за присоединение к России - и предполагает, что это может показаться фальсификацией, отмечая такие факторы, как присутствие российских военных в Крыму и отсутствие в бюллетене вопроса о сохранении прежнего статуса Крыма.
"Но Юрченко и другим организаторам референдума не пришлось вбрасывать бюллетени, чтобы получить желаемый результат. Более половины населения Крыма - этнические русские, и их напугала произошедшая в прошлом месяце революция на Украине", - полагает автор статьи.
"Между тем голоса несогласных национальных меньшинств Крыма, в основном украинцев и татар-мусульман, не были учтены на референдуме, потому что большинство из них бойкотировало голосование как незаконный акт сепаратизма", - отмечает Шустер.
"Мы жили на этой земле при тоталитаризме и при идиотах,- заявил Ахтем Чийгоз, лидер татарской общины в Бахчисарае, где татары составляют примерно четверть населения. - Но на Украине мы, по крайней мере, чувствовали себя свободными..."
Если Юрченко был в тот день победителем, то Чийгоз - проигравшим, резюмирует автор.
"Это подобно тому, как если бы нас поймали в сети, которые тащат нас в глубину, назад в прошлое, - считает архиепископ Климент, глава Украинской православной церкви в Крыму, призвавший свою паству, составляющую около 10% населения региона, не ходить на референдум. - Мы понимаем незаконность того, что происходит вокруг нас, и мы понимаем, что не можем этого избежать".
"Эти очаги скорби, тем не менее, были изолированы и потонули в праздновании, устроенном для этнических русских Крыма", - продолжает Шустер.
"Наше место - в России, - говорит 25-летняя Екатерина Стежка. - Прямо сейчас, ради наших детей, нам прежде всего нужно подумать о стабильности, и она существует в России".
"В глазах большинства крымчан, и без того затуманенных российской пропагандой, в новом правительстве на Украине господствуют неонацисты, и выбор, стоявший перед ними в воскресенье, был представлен им как выбор между фашизмом и Россией", - пишет журналист.
"Даже Юрченко признает, что подобное сеяние паники преувеличивает угрозу со стороны нового правительства в Киеве", - отмечает Шустер, но напоминает, что через несколько дней после прихода к власти в феврале парламент в Киеве принял законопроект, отнявший у украинских регионов право считать русский официальным языком наравне с украинским.
"Если бы они не сделали этого, если бы они пришли к нам с предложением большей автономии с самого начала, проявив уважение к русским Крыма, дело бы до этого не дошло", - говорит Юрченко.