В редакционной статье от 8 мая "Когда православные научатся любить папу?" Род Дрехер ( ведущий колонки в газете New York Post) проигнорировал вопрос об отношении православного мира к Иоанну Павлу II.
Во-первых, оскорбительные высказывания некоторых членов Греческой православной церкви, если они точно переданы Дрехером, едва ли дают представление о том уважении, которым папа пользуется в православном мире и особенно в бывших коммунистических государствах за свою доброту и самоотверженную службу. Во-вторых, основным камнем преткновения в отношениях между Западной и Восточной церквями вот уже много веков является не относительно туманный вопрос о Filioque - восьмом члене Никейского символа веры, о котором говорит Дрехер, а жесткие разногласия по вопросу о главенствующей роли папы.
Восточная церковь всегда признавала первым среди равных Римского епископа (в соответствии с раннецерковной традицией), но не согласилась с более поздним предписанием о том, что папа стоит выше прелатов. Утверждение Дрехера о том, что Иоанн Павел сделал "центром обсуждения природу папства", неточно. Иоанн Павел готов обсуждать многие из догм, возникших в Католической церкви как прямой результат того, что ее папская структура, является, к сожалению, устаревшей, поскольку ни одна из сторон не намерена уступать в центральном вопросе - об абсолютном главенстве. Вне зависимости от того, насколько достойной личностью является Иоанн Павел Второй - а он несомненно является достойной личностью - именно это фундаментальное разногласие о роли папства ставит под вопрос рассудительность Ватикана в свете поездки папы на исторически православную "территорию" - не только в Грецию, но также, например, в Армению, Грузию, Румынию и потенциально в Россию.
Если, по словам Дрехера, "главный вопрос... заключается не в том, какую ветвь христианства выберет мир, а в том, выберет ли мир христианство вообще", то можно понять настороженность многих православных священников и мирян, подозревающих, что приезд папы в страны, население которых в подавляющем большинстве исповедует другую ветвь христианства, мотивирован стремлением привести православие в папскую овчарню. Дрехер, начав со справедливой критики в отношении некоторых фанатиков в Греции и упомянув при этом о своем восхищении православием, неожиданно заканчивает легкомысленным осуждением Православной церкви в целом. Мне кажется, что такой подход вряд ли может послужить примером взаимного уважения и конструктивного диалога, к которому он, несомненно, стремится.
Игнат Солженицын, Филадельфия.