Того, что сейчас будоражит постсоветское пространство, раньше там не бывало: революции снизу, которые происходят по воле народа. Вообще-то президенты России, Украины и Белоруссии развалили Советский Союз еще в декабре 1991 года. Но тогда это было решение, спущенное сверху. Без объяснений, без вопросов, без возможности для людей самим решать свою судьбу.
Тогда белорусский президент Станислав Шушкевич собирался обсудить насущные экономические вопросы с российским президентом Борисом Ельциным и украинским Леонидом Кравчуком. Однако когда три лидера покидали государственную дачу под Брестом, в Беловежской пуще, сверхдержава СССР уже приказала долго жить. Это произошло без кровопролития, но и без планов на будущее. С тех пор государства-преемники мучаются этой ошибкой при родах. Какие конвульсии являются ее следствием, мы наблюдаем в последние дни: через процесс Ходорковского авторитарными и избирательными методами в России пытаются рассчитаться с прегрешениями 90-х годов - когда-то вполне законными. В Узбекистане, наоборот, диктатор силой оружия, обращенного против собственного народа, хочет спасти свою власть.
На Украине и в Грузии были сметены режимы, которые возвели злоупотребление властью в норму. В Киргизии гнилая система рухнула в результате достаточно бестолковых протестов.
В государствах - преемниках СССР до сих пор не произошло того, чем обычно сопровождаются революции: смены правящих элит. В среднеазиатских республиках бывшие партийные секретари взошли на престол в качестве новых президентов, создав в лучшем случае подобие демократии. В других местах (на Украине и в Белоруссии) хотя и появились новые лица, но методы управления остались старыми, а шансы обновления игнорировались.
И вот последовала вторая часть перестройки. Если она будет успешной, новые республики, наверное, смогут окончательно распрощаться со своим советским наследием. И Запад должен им в этом всемерно помочь.