Был ли Сталин освободителем? Не только в Берлине, но и во всей Европе этот вопрос привел к яростным дебатам. В то время как российский президент Владимир Путин велел отпраздновать 60-летие победы военным парадом в советском стиле, балтийские государства заявили, что 8 мая 1945 года они лишь в очередной раз потеряли свободу.
В Германии многие склонны включать в круг освободителей и Сталина. Они указывают на вклад Красной Армии в победу союзников и на то, что после этого прекратились убийства в концентрационных лагерях. При этом они забывают, что Сталин вошел в Германию не для того, чтобы принести свободу немцам или их жертвам. Свою победу над Гитлером он, скорее, использовал лишь для того, чтобы подчинить пол-Европы своему режиму террора. Многие концентрационные лагеря - "Ямлиц", "Бухенвальд" или "Заксенхаузен" - скоро вновь заполнились заключенными, треть из которых там погибли.
Кто напоминает об этом, тому в ответ часто возражают, что это было последствием совершенных Германией преступлений. При этом не замечают, что Сталин для своих массовых убийств и террора не нуждался в Гитлере в качестве оправдания. Его жестокий режим, жертвами которого стали около 20 млн человек, уже достиг страшного апогея во время "великой чистки" 1936-1938 годов.
В Германии также забывают, что, когда война началась, Гитлер и Сталин были не противниками, а союзниками. Несмотря на договор о ненападении в сентябре 1939 года, свыше миллиона красноармейцев вошли в Польшу. Более 230 тыс. польских солдат были захвачены в плен, почти две трети из них погибли. СССР присвоил свыше 50% польской территории и депортировал примерно миллион граждан. В ноябре он напал на Финляндию, в июне 1940-го оккупировал Эстонию, Латвию и Литву, в июле - Бесарабию и Буковину.
Дружбу между двумя диктаторами разорвал не Сталин. Когда в июне 1941-го вермахт вторгся в СССР, многие восприняли это как освобождение от коммунистического террора. Наряду с 900 тыс. гражданами немецкого происхождения были депортированы почти миллион кавказцев, крымский татар, калмыков и других народностей, потому что Сталин обвинил их в коллаборационизме. Сотни тысяч мужчин, женщин и детей умерли во время транспортировки или в изгнании.
Когда Красная Армия отбросила немцев, по Восточной Европе прошла вторая волна чисток. На Украине и в Балтии были арестованы, угнаны или убиты почти 700 тыс. человек. В Польше главным образом преследовали отечественную армию, которая сражалась с немцами. В Германию прибыли десятки тысяч советских агентов и арестовали около 350 тыс. гражданских лиц, из которых почти половину увезли на каторжные работы. Такая же судьба постигла свыше 3 млн германских военнопленных, из которых более миллиона погибли. Террор Сталина на завоеванных территориях не был реакцией на национал-социалистическую тиранию. Сотни тысяч освобожденных советских военнопленных и каторжных рабочих тоже стали его жертвами, потому что он считал их предателями. Даже председатель Еврейской общины Берлина Эрих Нельханс был арестован и заключен в бывший концентрационный лагерь "Заксенхаузен" и впоследствии умер в одном их советских трудовых лагерей.
Президент Латвии Вайра Вике-Фрайберга напомнила миру о том, что Сталин не был освободителем - хотя он и помог победить национал-социализм. Немцам же нужно выучить, что тот, кто говорит о преступлениях Гитлера, не может молчать о злодеяниях Сталина. Их сострадание к жертвам нацистского режима лишь тогда достойно доверия, когда оно относится и к жертвам коммунизма.
Автор статьи - директор берлинского мемориала "Хоэншенхаузен", бывшей тюрьмы Штази.