Спрос на книги о Яне Флеминге и его агенте 007 объясняется не только тем, что серия фильмов о секретном агенте продолжает пользоваться популярностью. Разве можно не принимать во внимание то, что создатель Бонда спрогнозировал при помощи "Спектра", могущественной преступной организации, черты современного глобального терроризма? И даже его биография инсайдера - он родился в 1908 году и умер в 1964 году - наводит на размышления.
Но энтузиазм по поводу этих книг может оказаться необоснованным. Достаточно заказать из Америки монографии и увидеть, что они переполнены банальными и сухими академическими фразами. Исключением может служить монография, в которой сравнивается геополитика 60-х годов с подвигами агента 007. Или другая монография, в которой делается акцент на чисто британском отношении к миру, которое проявляется во всех историях об агенте 007.
Действительно, Ян Ланкастер Флеминг родился в одной из тех британских семей, чьи представители могут реализовать любые свои желания. Внук очень богатого банкира и сын землевладельца из Оксфорда, представитель консервативной партии в парламенте, он не блистал в Итоне и даже в академии. Но, как было принято среди представителей его круга, он продолжил учебу в одном из немецких университетов. И поскольку он был младшим ребенком в семье и по этой причине не мог распоряжаться большим наследством, пока была жива мать, он был вынужден работать журналистом, разъезжая по всему миру, и даже банкиром.
В 1939 году он стал сотрудником морской разведки, правой рукой адмирала, руководившего этим ведомством. Он действовал весьма дерзко, по словам некоторых, даже в рамках дела Гесса. По роду деятельности он часто встречался с американцами и Гувером. После войны он начал писать книги, и ему это настолько удавалось, что им восхищались Сомерсет Моэм, премьер-министр Иден и оба брата Кеннеди. Произведения Флеминга продолжали нравиться американской и британской элите даже после его смерти. "Звездные войны" Рейгана никогда не стали бы столь популярными без космических станций в фильме Moonraker ("Лунный гонщик") и фильмов об агенте 007, где уже давно ракеты уничтожались прямо в космосе.
И в большей степени, чем его друг Иден, Флеминг, как и Джеймс Бонд в его фильмах, осознавал, что англичане должны действовать согласованно с американцами. Флеминг и его герой проповедовали англосаксонскую идею, согласно которой американцы и англичане являются представителями одной культуры, и их элиты должны пребывать во взаимной гармонии. К этим элитам принадлежал и он сам, и его агент 007. Джеймс Бонд отказывался от белых куриных яиц, отдавая предпочтение коричневым яйцам кур породы "маранс", джему из Оксфорда, вересковому норвежскому меду, как сам Флеминг. Но он любил Соединенные Штаты. И еще до начала холодной войны, по меньшей мере, часть английской элиты перебралась в эту страну и смирилась с тем, что живет вне империи. Не стоит удивляться тому, что Флеминг по собственному желанию в своих книгах мог преодолевать непрочную границу между фантастикой и реальностью. Этому моменту посвятил свое исследование The Politics of James Bond ("Политические убеждения Джеймса Бонда") Джереми Блэк, его книга вышла в издательстве Университета Небраски.