После революции Русская православная церковь оказалась разделенной. Теперь она отмечает свое воссоединение
В эти дни у российских верующих есть много поводов для радости. Повсюду строятся и торжественно открываются церкви, но не только. Государственная власть снова ищет церковного благословения, как в жизни, так и в смерти. Президент благоговейно смотрит на сияние свеч в храме. Покойного Бориса Ельцина недавно отпевали в московском храме Христа Спасителя. А еще к Вознесению Господню под крыло Московской Патриархии возвращается Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ). "Наш долг перед Господом, Церковью и историей - принять участие в возрождении России и служить родине", - заявил на Пасху в Нью-Йорке митрополит Русской зарубежной церкви Лавр. Тот, кто отмечает постоянно растущее число прихожан, может счесть, что предстоит возрождение Святой Руси. После распада Советского Союза две трети россиян сменили свою приверженность атеизму на православие.
Раскол между Московской Патриархией и зарубежной церковью продолжался 80 лет. Революция обратила в бегство не только дворянство и буржуазию, но и многих представителей Церкви. Они основали общины за рубежом. В 1927 году Русская православная церковь раскололась. Московский патриарх Сергий призывал - в частности, чтобы не предавать полностью интересы Церкви - к сотрудничеству с государственной властью. Руководитель Зарубежной церкви, митрополит Анастасий, поддерживал Гитлера и в 1942 году на Пасху заклинал "мужественный германский меч" освободить от сил ада Киев, Смоленск и Псков.
Теперь все эти грехи будут прощены. Голоса отдельных высокопоставленных православных - это не голос Церкви Христовой, говорится в совместном документе. Также решено оправдать сотрудничество Церкви со спецслужбами. То обстоятельство, что в свое время нынешний патриарх Алексий II под псевдонимом Дроздов заключил дьявольский союз с КГБ, подается так же, как и служба в КГБ старшего лейтенанта Владимира Путина.
Последний в 2005 году пожелал каждой церковной общине за рубежом, имеющей русские корни, стать представительством Российской Федерации. Для московского патриарха пожелание прозвучало как приказ. Но то, что Русская зарубежная церковь тоже пошла на воссоединение, напротив, кажется удивительным. Она сопротивлялась этому в течение десятилетий. Наверное, от радости по поводу перемен на небесах Государственная Дума подняла вопрос об объявлении 17 мая, дня воссоединения двух церквей, национальным праздником.