75-летию со дня открытия московского метро посвящает один из своих сегодняшних материалов Berliner Zeitung. Но если тогда, как отмечает автор статьи Кристиан Эш, советский рабочий мог наслаждаться поездкой, то сегодня в подземных дворцах наблюдается повсеместная давка.
Эш вспоминает роман Дмитрия Глуховского, в котором вся жизнь в 2033 году в результате атомной войны переместилась в метро. Книга "Метро 2033" пользовалась успехом, вышло продолжение - "Метро 2034", появилась как настольная, так и компьютерная игра. Московское метро - "овеществленная мечта, утопический проект".
Сейчас, говорится далее в статье, метро - это место, где требуется "внимание и быстрые рефлексы", здесь "человек становится москвичом". Иначе, замечает Эш, и быть не может, ведь каждый рабочий день столичное метро перевозит 9 млн пассажиров, 2,4 млрд в год.
Уже привычная давка образуется на фоне настоящего великолепия - мрамора, мозаики, колоннад, на фоне сверкающих изображений счастливых колхозниц, крановщиц и летчиц. Советский рабочий, обещал 75 лет назад московский партийный лидер Лазарь Каганович, должен наслаждаться поездкой под землей.
Метро было построено в рекордно короткий срок, за четыре года. 15 мая 1935 года поезда начали курсировать по Сокольнической линии. С тех пор метро функционирует "как часовой механизм", неважно, что происходит наверху. Единственным днем, когда поезда не ходили, было 16 октября 1941 года. Немцы так близко подошли к Москве, что метро готовили к подрыву и затоплению.