Если вы не верите в существование души или загробную жизнь, покойник для вас - всего лишь мертвое тело, пригодное разве что для трансплантации органов или обучения медиков, замечает на страницах The Los Angeles Times профессор нейрологии Роберт М.Саполски (Гарвардский университет). В 1829 году британский вольнодумец Питер Баум завещал свой скелет на рукоятки для ножей, кожу - на обивку кресла, остальное - на удобрения для роз.
"Я, вообще говоря, разделяю взгляды Баума. Но подавляющее большинство людей смотрит на этот вопрос иначе. Возьмите недавние бурные споры о том, как обойтись с останками Тамерлана Царнаева", - пишет автор. Один из протестующих заявил в интервью ABC News: "Мы сделаем все, что в нашей власти, чтобы не пустить сюда этого типа". Автор комментирует: "Такое впечатление, будто "этот тип" сохранил свои прижизненные свойства и будет опасной фигурой в тихом районе".
И все же профессор не удивляется: "Мертвые человеческие тела обычно вызывают жаркие чувства". Люди рискуют жизнью, чтобы забрать тела павших товарищей: "вспомните, как сильно рисковали в 2001 году водолазы, которые добровольно доставали тела с российской подлодки "Курск".
Автор одобряет решение похоронить бен Ладена в океане: если бы труп оставили в Пакистане или привезли в США, он стал бы объектом колоссальных политических раздоров.
Для тех, кто завладел мертвецом, его тело - возможность выразить собственные убеждения, пишет автор. Способы самые разные: можно торжествующе волочить мертвеца по грязи, а можно мумифицировать, чтобы ему поклонялись потомки. При Генрихе VIII казненных анатомировали публично, а новозеландское племя форе имеет обычай варить и съедать тела умерших родителей.
"Мертвое тело - несравненный шанс утвердить, воскресить, привить и разделить коллективные ценности", - заключает автор.
А что говорит о коллективных ценностях американцев история с трупом Тамерлана Царнаева? Очевидно, большинство американцев сочло его идеологическим врагом. "Но значит ли это, что после смерти его тело следует предать поруганию?" - вопрошает автор.
Обозреватель советует вдумчиво делать выбор между ценностями, которые противоречат одни другим, и не идти на поводу у эмоций. Начальник полиции Уорчестера Гэри Джемм высказался мудро: "Нужно поступать как полагается. Мы не варвары. Мы хороним мертвых".
В итоге жительница Вирджинии заявила, что ее коробит "ненависть и нетерпимость", и отыскала кладбище, которое приняло останки Царнаева, напоминает автор.