Статья приурочена саммиту ОБСЕ в Стамбуле. По словам авторов статьи, президент Ельцин не собирается спокойно выслушивать обвинения, которые лидеры западных стран намерены предъявить России в связи с войной в Чечне. Германия, в свою очередь, опасается, что обсуждение чеченского кризиса окажет негативное влияние на решение таких важных вопросов, как принятие Хартии европейской безопасности и изменения Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
На трехсторонней встрече с Ельциным в Стамбуле канцлер Германии Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак намерены убедить российского президента в необходимости пойти на некоторые уступки в чеченском вопросе. В первую очередь европейские лидеры потребуют от России начала переговоров с президентом Чечни Асланом Масхадовым, открытие границы с Ингушетией, обеспечение доступа в Чечню миссии ОБСЕ и доставки гуманитарной помощи.
По словам авторов статьи, французские правительственные источники считают Хартию европейской безопасности "политическим договором". Это более произвольное толкование документа, чем то, на котором настаивает Москва. Россия считает Хартию юридическим документом, предполагающим ключевую роль ОБСЕ в Европе, а также определяющим процедуры и механизмы координации действий ОБСЕ с НАТО и другими организациями.
Что касается изменения Договора об обычных вооруженных силах в Европе,- подчеркивается в статье,- Германия не хочет, чтобы его постигла судьба Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который не был ратифицирован Сенатом США. Несмотря на ситуацию в Чечне, немецкие правительственные источники считают подписание договора очень важным.
Далее авторы статьи обращают внимание на то, что в настоящее время концентрация российских войск в регионе на 60% превышает предельный разрешенный уровень. Россия признала факт нарушения договора и предоставила данные о численности своих войск на Северном Кавказе. Москва ссылается на то, что превышение допустимого уровня является временным, а также на свое право вести борьбу с терроризмом на собственной территории. Тем не менее Запад считает численность российских войск в Чечне несоразмерной угрозе терроризма.
По мнению немецких СМИ, за время, которое пройдет с момента подписания адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе до его ратификации, Россия сможет вернуть численность своих войск в установленные договором пределы, а также соблюдать принципы ОБСЕ, в том числе кодекс поведения - европейские страны считают, что Москва его нарушает.
Ширак и Шредер собираются также убедить Ельцина согласиться с посреднической ролью ОБСЕ в деле чеченского урегулирования. По мнению германских источников, Ельцин уже не раз доказывал свое умение действовать решительно, как это произошло в ходе конфликта в Косово.
Предвосхищая возможные параллели между действиями России в Чечне и действиями НАТО в Косово, немецкие СМИ заявили, что действия НАТО положили конец нарушениям прав человека, в то время как в Чечне все произошло наоборот.
По словам авторов статьи, скорейший вывод российских войск из Грузии и Молдавии был бы для Запада хорошим знаком. Если в ходе переговоров России с Молдавией достигнут некоторый прогресс, то этого нельзя сказать о переговорах с Грузией, на территории которой находятся 9000 российских солдат.
На саммите должны быть также подписаны итоговый документ и документ о мерах по укреплению доверия в военной области. Сейчас Россия пытается свести к минимуму влияние чеченских событий на содержание итогового документа.
По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Якушкина, цель российской делегации в Стамбуле будет заключаться в том, чтобы не давать "объяснений" по поводу чеченского конфликта, хотя президент - в случае необходимости - готов "разъяснить" политику России на Кавказе.
Ельцин сознает, что война в Чечне пользуется поддержкой со стороны российской общественности и что это дает шанс Путину, которого Ельцин назвал своим преемником, одержать победу на президентских выборах. Поэтому (по крайней мере пока) Ельцин, видимо, намерен дать отпор критикам российских действий в Чечне.