Корреспондент газеты встретился в Туле с ликвидаторами чернобыльской аварии, которые рассказали о своих проблемах.Правительство приняло решение о сокращении пособий тем, кто получил инвалидность в результате работы в зоне аварии.
Это еще более усложнит бедственное и унизительное положение людей, потерявших здоровье при ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. У большинства ликвидаторов сумма ежемесячного пособия может снизиться до 500 рублей. Более того, чтобы получить это весьма скромное пособие, необходимо представить медицинскую справку, подтверждающую заболевание, или документ о том, что 14 лет назад человек выполнял работы в "зоне 3" (самая опасная зона). Однако все документы "удивительным" образом исчезли из архивов Генерального штаба.
23 августа, пишет автор, 185 ликвидаторов, проживающих в Туле, объявили голодовку. 30 из них были в последствие госпитализированы. Забастовка была прекращена лишь после того, как правительство заявило о приостановке выполнения решения о сокращении пособий по инвалидности. Тогда ликвидаторы считали это победой. Однако до сих пор правительство не приняло никакого решения. В самое ближайшее время министерство труда намерено провести заседание двусторонней комиссии с участием представителей комитетов ликвидаторов чернобыльской аварии. А пока пособия вовсе не выплачиваются.
Автор побывал в Тульском Комитете ликвидаторов. Там царит атмосфера такая же мрачная, как и жизнь этих инвалидов. Для ликвидации последствий аварии на четвертом реакторе Чернобыльской АЭС в 1986 году из Тулы было направлено 2650 человек. Первыми в Чернобыль прибыли шахтеры: это были в основном добровольцы. Во вторую группу попали те, кого отправляли к месту аварии "в командировку".
В 1986 году правительство СССР заявило о том, что берет на себя обязательства по оказанию помощи всем участникам ликвидации аварии. Однако лишь в 1991 году был принят специальный закон о социальной защите лиц, пострадавших при ликвидации чернобыльской аварии. Но этот закон действовал в течение одного года. По словам одного из тульских ликвидаторов, лишь спустя 4 или пять лет, стали ощущаться последствия аварии: только в одной Тульской области уже умерли 260 ликвидаторов, никто их них не дожил до 40 лет. Но были среди них и те, кто решили покончить собой: они слишком страдали и морально и физически.
Ужасная трагедия произошла в украинском городе Дмитрове: ликвидатору Владимиру Сергиенко надоело жить в нищете. Взяв в руки гранату, он направился к прокурору города и потребовал выдать ему 50 тысяч долларов. Получив отказ, он подорвался на гранате.
Тульские ликвидаторы, с которым беседовал корреспондент, уверяют, что не нуждаются в гуманитарной помощи. Они хотят получить работу, рассчитывая на то, что в Туле будет строиться автозавод Рено. Но ни одно предприятие не хочет иметь дело с инвалидами. О них вспомнили лишь накануне выборов в Думу: "...все политические партии вспомнили о нас. Коммунисты, фашисты, все. Они все хотят нам помочь. Но уже не на что надеяться. Надо самим заботиться о себе".